Польская "Волынь" и без рекомендаций МИД не имела бы успеха в Украине
В Киеве отменили специальный показ польского фильма "Волынь", на презентацию которого должен был приехать режиссер Войцех Смажовский. Это произошло после письма Министерства иностранных дел Украины в Посольство Польши в Украине, в котором МИД рекомендовало воздержаться от мероприятия из соображений безопасности. Лента вышла в польский прокат 7 октября, и в ней освещен польский взгляд на трагические события 1943 года на Волыни. Тогда на пике обострения конфликта между украинцами и поляками, к тому же раздутого руководством СССР, с обеих сторон погибли тысячи людей - не только активных участников, но и мирных жителей.
О существовании ленты, в которой вина за пролитую кровь возложена на украинцев, рядовые украинские граждане понятия не имеют. Даже когда тему уже давно обсуждают не только в новостях, а и в парламенте. Более того: Государственное агентство по вопросам кино не имело и не будет иметь намерения выдавать "Волыни" прокатное удостоверение. Правда, польского и всего современного европейского кино на наших экранах и без того немного. Посмотреть его можно разве что в рамках фестивальных показов, и то - только в киевских кинотеатрах. Временами - в небольших клубных залах городов-миллионников, да и то не всех. В то же время фильм Войцеха Смажовского для Украины - явление маргинальное. Даже если бы его и прокрутили, и обсудили на закрытом показе.
Украина постепенно научилась говорить "нет" россиянам как представителям государства-агрессора. На законодательном уровне запрещены новые российские фильмы и сериалы как пропаганда "русского мира". Те, что были разрешены, лишаются прокатных удостоверений. Дискуссии вокруг запрета гастролей российских артистов в Украине ведутся с парламентских трибун. Хотя у этого есть немало противников среди самих украинцев: сотни тысяч, если не миллионы привыкли находиться в российском культурном пространстве и не воспринимают "зачистку" от Королевой-Аллегровой-Киркорова-Пореченкова. Но внимание: запрет нового польского фильма никак не заденет чувства и генетику этих самых миллионов наших сограждан. Так же, как и разрешение на демонстрацию.
Рискну отметить: о польском кино у нас вслух говорили последний раз в начале 1980-х, когда в городах, городках и даже селах народ стоял в очереди на "Сексмиссию" Юлиуша Махульского (в советском прокате - "Новые амазонки", из фильма вырезано полчаса). А польский сериал для среднего и старшего поколения - не свежий "Девушки со Львова" (здесь - "Наши дамы в Варшаве"), а "Четыре танкиста и собака" и "Ставка больше, чем жизнь" - все образца 1960-х.
Наконец, в эпоху господства Интернета всякий, кто желает, может найти там "пиратку" скандальной "Волыни". Другой вопрос, будут ли искать: с пониманием польского у нас проблем значительно больше, чем с пониманием русского. Разве в России напрягутся и озвучат или хотя бы протитрируют - и все равно лента, вокруг которой ломаются копья, останется предметом обсуждения для довольно узкого круга. В основном это историки, которые говорили о кино еще до того, как оно вышло в польский прокат.
Как воспринимать "Волынь" в Украине? Конечно, зафиксировать факт искажения фактов и даже оскорбления нашего национального достоинства. Но отнестись так же, как четыре года назад - к не менее скандальному российскому фильму "Матч" Андрея Малюкова, который, ко всему, еще и снимался в Украине. В основу сценария, написанного российскими политтехнологами, положен советский пропагандистский миф о так называемом "матче смерти": советские пленные футболисты обыграли немцев в оккупированном Киеве, за что были расстреляны. И две трети ленты - не о футболе, а о том, как украинцы в вышиванках встречали немцев хлебом-солью, а украинские полицаи расстреливали евреев в Бабьем Яру. Вокруг "Матча" тоже ломались копья, хоть кино и имело какой-то прокат в Украине. И на выходе - полный провал: даже в России из 10 потраченных миллионов удалось собрать лишь 2. Кто сейчас тот "Матч" помнит? Маргинальный фильмец, не более. Другое дело, от России ничего другого и не ждали, а тут - вроде наши друзья-поляки. Однако результат все равно тот же. Конечно, проката "Волынь" не будет. Но не из-за вопроса безопасности - просто такое кино украинцам не интересно, кто бы его не снял. А запреты и рекомендации - лишь дополнительная реклама.
Андрей Кокотюха Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].