Свидетели обвинения ничего не смогли сказать о действиях Чийгоза 26 февраля
Суд по делу Ахтема Чийгоза (30-й судебный день).
Судебное заседание началось с ходатайства защиты о доставлении Ахтема Чийгоза в зал судебного заседания. Судом оно было оставлено без рассмотрения с формулировкой "ранее суд принял решение по этому вопросу".
Первым на допрос в этот день был вызван свидетель обвинения Стеценко Виктор Викторович. В феврале 2014г. свидетель Стеценко работал старшим оперуполномоченным уголовного розыска в Киевском районном отделе милиции г. Симферополя. Вместе со своими коллегами был направлен 26 февраля 2014 г. к Верховному Совету АРК для обеспечения охраны общественного порядка. На большинство вопросов свидетель Стеценко затруднялся ответить, ссылаясь на то, что прошло много времени, и он не помнит. Утром 26 февраля проходил инструктаж совместно с коллегами, где им было объявлено, что у Верховного Совета АРК будет проходить несанкционированный митинг. Свидетель и его 10 коллег прибыли к Верховному Совету АРК. Сначала располагались между колоннами, затем возле входа в здание, а после расположились шеренгой между двумя группами митингующих. По словам Стеценко, группы митингующих толкали друг друга, пытались драться. Милиционеры стояли посередине между ними примерно до 14 или до 16 часов. Никаких признаков преступлений свидетель не видел. Ахтема Чийгоза в этот день не видел, о его действиях накануне и 26 февраля ничего сообщить не смог.
Далее состоялся допрос потерпевшего Худоносова Виктора Михайловича. Того самого, который ранее в суд представлял заявление, что не может дать показания, т. к. уехал в Киев. Однако в ходе моей командировки в Киев удалось выяснить, что Худоносов админиграницу и границу Украины не пересекал с 2014 г. В ходе сегодняшних показаний потерпевший Худоносов пояснил, что никуда не выезжал, а заявление написал потому, что в Киев уехал его сосед и сам Худоносов тоже собирался уехать. Но у соседа там не сложилось, и Худоносов тоже передумал.
Из показаний, данных потерпевшим Худоносовым, следует, что 26 февраля он смотрел российский телеканал, по которому шла трансляция происходящего у Верховного Совета АРК. Он принял решение, что нужно поддержать действующую власть и прибыл к Верховному Совету АРК. Встал около колонны с правой стороны. Затем переместился ближе ко входу в сцепился руками с другими участниками "пророссийского" митинга. Между двумя группами митингующих в тот момент была разделительная линия шириной 1,5-2 метра. По ней ходил человек в бейсболке, спортивном костюме с элементами красного цвета и телефоном. По мнению потерпевшего, он отдавал митингующим команды. Кого-то посадили на плечи, и так таскали. Какой-то мужчина сказал Худоносову, чтобы тот снял очки и положил в карман, иначе их раздавят. Он так и сделал, после этого практически сразу началась давка, в ходе которой очки в кармане были раздавлены. Пострадал потерпевший от сдавливая, был госпитализирован в больницу, где ему диагностировали перелом ребер. Ахтема Чийгоза не видел, ничего о его действиях сообщить не смог.
После обеденного перерыва был допрошен второй за этот день свидетель обвинения. Им оказался первый заместитель управляющего делами Верховного Совета Колесников Андрей Викторович. В феврале 2014 года он работал заместителем управляющего делами Верховного Совета АРК. Прибыл он на рабочее место в 7:45 утра, где начал заниматься подготовкой к заседанию депутатов. Чему именно должно было быть посвящено заседание депутатов в этот день, он не знал. С утра обстановка была рабочая. Свидетелю Колесникову было известно, что в этот день партия "Русское единство" планировала проведение митинга "за мир и спокойствие". К 11 часам начали собираться люди с крымскотатарскими и зелеными флагами, участники митинга "Русского единства" собирались ближе к обеду. Свидетель находился преимущественно на первом этаже, организовал вынос звукоусиливающей аппаратуры из микрофона, усилителя и двух колонок на крыльцо Верховного Совета АРК. С использованием этой аппаратуры перед митингующими выступали депутаты Чубаров и Аксенов, призывали людей к спокойствию. По мнению свидетелей, действия митингующих были управляемые, не стихийные. Некоторые люди подбадривали толпу криками и командами, когда толпа "остывала". Охрана здания была усилена приданными сотрудниками милиции. Ахтема Чийгоза свидетель Колесников видел, но ничего о его действиях сообщить не смог. Во дворе происходила давка и возникали драки. В какой-то момент митингующие выломали глухую дверь справа от главного входа и проникли внутрь здания. Там они прошли через помещение для технических сотрудников, помещения связи и архивной службы, разломали мебель и создали из нее баррикады. Часть митингующих с флагом зеленого цвета ворвалась в фойе на первом этаже, где заняли центральную лестницу и угрожали свидетелю и его начальнице. Спустя некоторое время к ним подошел Рефат Чубаров, и они покинули здание. Как выяснилось впоследствии при инвентаризации, была повреждена мебель, штукатурка, оргтехника, пропал один казенный телефон и несколько телефонов сотрудников. По факту угроз и исчезновения частных телефонов никуда не обращался.
Третьим свидетелем обвинения оказался Филь Николай Анатольевич. В момент событий оперуполномоченный по делам несовершеннолетних Киевского районного отдела милиции г. Симферополя. По словам свидетеля, вечером 25 февраля всех сотрудников обзвонили и сказали, что необходимо явиться в отдел утром. В 7 утра прошли инструктаж, получили бронежилеты и резиновые палки, после чего в составе группы 20-30 человек направились пешком к зданию Верховного Совета АРК. Во внутреннем дворе его и других сотрудников милиции выстроили шеренгой от входа в здание до колонн. С левой стороны располагались крымские татары, с правой − русскоязычное население. Люди выкрикивали агрессивные лозунги, возникали потасовки. Спустя некоторое время началось давление, митингующие начали бросать друг в друга различные предметы, в том числе пластиковые бутылки с водой, которые летели то в одну, то в другую сторону. В разгар противостояния на крыльцо выходили Чубаров и Аксенов. Они пытались успокоить людей, но давление продолжалось, свидетеля вместе с другими сотрудниками милиции оттеснили к главному входу, кто-то из коллег сказал свидетелю, что распыляют газ, сам он газ не чувствовал. Кто руководил митингующими, он не знает. Прорыв в здание не видел. Сообщил, что находился у Верховного Совета до половины первого ночи, ждал когда все люди покинут место проведения митинга. В этот день Ахтема Чийгоза не видел, ничего о его действиях сообщить не смог.
Следующее судебное заседание состоится во втроник, 25 октября, начало в 9.30. Завтра же будет оглашен график заседаний на ноябрь.
Мнение редакции сайта "15 минут" может не совпадать с мнениями, высказанными в рубрике "Блоги".