Европейские игры и их цена для Украины
24 ноября прошел саммит Украина - ЕС. В нашей стране правящие круги на него возлагали огромные надежды. Нарастающая социальная напряженность в стране требует продемонстрировать хоть какие-то успехи.
Европа не вняла ожиданиям. Результаты саммита мало впечатляют.
Безвизовый режим для украинцев все еще маячит на горизонте. Возможно, и на близком, но может и отдалиться. ZN,UA цитирует слова Петра Порошенко: «На сегодняшний день продолжаются межинституционные переговоры между Европарламентом и Европейским советом. Я рад услышать сегодня и от президента Юнкера, и от президента Туска, что этот процесс завершится до конца нынешнего года. Разногласия остались исключительно стилистические»
Политические аналитики пытаются понять причины задержки с безвизом. С аргументацией им помогли еврочиновники. Газета «Сегодня» пишет: «До начала саммита председатель Европарламента Мартин Шульц признал, что в Совете ЕС у нескольких стран, включая Францию, Германию, Италию, Венгрию (а также, по информации европейских СМИ - Бельгию и Грецию) есть оговорки по обсуждаемому механизму приостановления безвизового режима, что на данный момент блокирует предоставление безвиза для Украины и Грузии».
Названное издание пытается докопаться и до более глубоких объяснений. «Понятно, что Киев долго тянул с выполнением требований Плана действий визовой либерализации, в особенности антикоррупционных. Но сейчас Украина, как и Грузия, ожидая безвизового режима, оказалась заложником политических обстоятельств. Во-первых, из-за острого миграционного кризиса Брюссель хочет обезопасить себя от навалы мигрантов и террористических угроз, разрабатывая так называемый suspension mechanism - механизм приостановки безвизового режима с третьими странами. Соответствующий закон подготовили еще весной, но до сих пор не приняли из-за политической борьбы Европарламента и Совета ЕС за право применения suspension mechanism».
Безвизовый режим в конце концов Европа Украине предоставит. Он ведь не гарантирует работу в ЕС, хотя, возможно, и увеличит число незаконно трудоустроившихся.
Но суть не в том. Вернемся к аспекту трудовой миграции после оглашения еще одного результата саммита. ZN,UA пишет: «Президент Петр Порошенко в ходе саммита Украина-ЕС в Брюсселе сообщил, что намерен инициировать отмену моратория на экспорт необработанной древесины, сообщил президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. "Я был рад тому, что украинский президент выразил намерение снять запрет на экспорт древесины. Это было наше условие. Как я понимаю, это будет сделано в течение последующих нескольких недель, что даст нам возможность предоставить следующий транш на 600 млн евро макрофинансовой помощи с нашей стороны", - сказал Юнкер на совместной пресс-конференции с президентом Евросовета Дональдом Туском и президентом Украины Петром Порошенко».
И еще о некоторых итогах украинского дня в Брюсселе. На саммите подписано Соглашение о финансировании программы "Антикоррупционная инициатива ЕС в Украине" на 16,34 млн евро. Деньги будут направлены на усиление работы органов госвласти, в том числе и на местном уровне, ответственных за борьбу с коррупцией. Реализация проекта начнется уже с конца этого года.
Еще вице-президент Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович и министр энергетики Украины Игорь Насалик подписали новый Меморандум о взаимопонимании в Стратегическом энергетическом партнерстве, который заменил предыдущий документ от 2005 года. Газета «Сегодня» пишет: «Правда, этот новый Меморандум не решает вопрос транспортировки российского газа по трубопроводу OPAL. Как и вопрос увеличения квот на украинский экспорт (томаты, соки, мед, курятину и другие), который на саммите обсудили за закрытыми дверями, но, похоже, к общему знаменателю так и не пришли». Издание цитирует директора Института евроатлантического сотрудничества Александра Сушко: «По каждому блоку вопросов есть определенные недовольства друг к другу, и они компенсируются. ЕС выдвигает претензии, что Украина не делает все реформы, которые обещали. Украина выдвигает претензии, что нет окончательной ратификации Соглашения об ассоциации и безвизового режима. По энергетике мы выдвигаем претензии по NordStream 2 и OPAL (Еврокомиссия 28 октября одобрила увеличение использования "Газпромом" мощностей газопровода OPAL, который объединяет "Северный поток" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы - Авт.). Со своей стороны, они говорят, что мы не придерживаемся обязательств по реформированию энергетического сектора, в частности "Нафтогаза", и это также часть правды. Поэтому у каждой из сторон есть свой набор аргументов, почему процесс идет не так быстро, как хотелось бы».
И последний итог саммита. Санкции Европейского Союза против России будут действовать до полного выполнения условий Минских договоренностей, а также восстановления украинского суверенитета на оккупированных территориях, включая Крым, заявили участники Саммита Украина-ЕС.
Это весь сухой остаток украинско-европейской встречи. И их не подсластит украиноязычный спич Дональда Туска с сильным польским акцентом.
Европа прагматична, более того, Европа - эгоистична. Говорим «Европа» и подразумеваем не простых жителей Флоренции или Берлина, а правящую в ЕС транснациональную группировку. По социальным признакам, если называть вещи своими именами, она представляет транснациональную буржуазию, для которой Украина - это только временное средство для временных целей.
Показательно в этом отношении требование снять мораторий на вывоз леса кругляка. Издание «Апостроф» в октябре текущего года уже приводили данные, что «основным покупателем необработанной древесины в первую очередь выступали близлежащие страны ЕС. Скупая по-дешевке украинский лес, они пускали его на переработку, и древесина из сырья превращалась в товар с высокой добавочной стоимостью. Для сравнения 1 м? необработанной древесины стоит всего около $80 - $90, в то время как среднемировая цена обработанного дерева в 2015 году находилась у отметки около $950 за условный кубометр. При этом себестоимость кубометра леса, как части украинской экосистемы, по подсчетам нардепов, составляет около $1,5 - $1,6 тыс.
Массовая вырубка и экспорт леса коснулись в первую очередь наиболее близких к ЕС западных областей страны. Именно там, до внедрения моратория, около 70% леса не пускали на переработку, а в виде сырья отправляли в соседние Румынию, Венгрию, Польшу и другие европейские страны».
Интересы этих капиталистов и лоббировал ЕС. И им безразличны рациональные аргументы, которые приводит ZN,UA: «В 2015 году экспорт лесоматериалов в необработанном состоянии принес украинской экономике 345 млн долларов валютных поступлений, или 0,9% общей выручки от экспорта. Эта цифра абсолютно несопоставима с масштабом потерь: по оценкам экспертов, бесконтрольная вырубка лесов на Западе привела к уменьшению показателя лесистости с 16% в 1996 году до 11% в 2015 году. Для достижения оптимального уровня лесистости в 20% в Украине сегодня нужно высадить новые деревья на территории площадью около 2,5 млн га.» И пусть Закарпатье регулярно подвергается наводнениям, пусть ползут по лысым карпатским склонам оползни. Главное, чтобы работали деревообрабатывающие предприятия европейских капиталистов!
А наши пропагандисты продолжают лупить в жестяные барабаны и вопить про европейское будущее страны. Это подмена поиска программы развития страны поиском нового вектора ее зависимости.
Не может быть общенациональной идеологией Европа, Россия или Китай! Такое может случаться только от безголовья. Общенациональная идеология должна давать перспективу будущего для большинства граждан страны, а не перспективу нескольким сотням упитанных тел в дорогих костюмах пополнить свои счета и наличность очередными миллионами.
Неужели игры с Европой в безвиз стоили смертей более 10 тысяч украинских граждан, потери Крыма и значительной части Донбасса? Неужели эти игрища стоили дальнейшей деградации нашей промышленности и коллапса ее самых высокотехнологичных отраслей? Неужели они стоили потери для большинства граждан чувства безопасности и жизненной перспективы? Вопросы риторические.
Ирония судьбы в том, что промедление с безвизом связано не только с suspension mechanism. Западные посольства и посредники при них зарабатывают огромные деньги на визах. И не следует исключать лоббирования этих интересов.
А как с интересами поставщиков дешевой рабочей силы на Запад? Ведь эта деятельность, особенно на Западе Украины, стала доходным бизнесом. Пока эта группа не особенно взволнованна, Безвиз не гарантирует трудоустройства украинцев в ЕС.
Но продолжение нашего курса евроинтеграции приведет к нам новые проблемы. Польские граждане из кресовьяков уже подают иски на реституцию. Треть Львова, Ивано-Франковска и Тернополя могут оказаться под этим ударом.
Думать нужно, господа! И читать европейских ученых. Макс Вебер объяснит значение калькулируемости выгоды как европейской ценности. А у Вернера Зомбарта вы найдете забавный рассказ о том, как венецианцы, истекавшие кровью в войне с турками, обратились к флорентийцам за помощью. И получили ответ примерно такого содержания: «Сочувствуем, но в этом году мы произвели слишком много товаров, чтобы воевать. Если продадим их, то тогда и подумаем».
Конечно, это не все европейские ценности. В Европе привлекает идея свободы, суверенности личности, свободы мысли и исследования. Но для того, чтобы их утверждать в Украине, вовсе не нужно изводить лес в Карпатах, уничтожать авиастроение, сокращать сеть больниц и школ.
Илья Кононов, социолог.
Безвиз Венеция Германия Франция