Самые запоминающиеся роли великой Нонны Мордюковой
Великая российская и советская киноактриса Нонна Викторовна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в семье председателя колхоза в деревне Константиновка Донецкой области на Украине. За многолетний стаж в театре и кино она воплотила более шести десятков образов. Какими же были самые запоминающиеся роли великой артистки?
«Молодая гвардия» (1948)
Первая и одна из самых ярких ролей Мордюковой. Ее Нонна Викторовна исполнила еще будучи студенткой театрального института. Однако, несмотря на молодость и недостаток профессионального опыта в кинематографе, актриса блестяще воплотила на экране образ подпольщицы Ульяны Громовой из Краснодара. Ее героиня была отважной, честной, мужественной, полной силы духа и оптимизма, сражающаяся за высокие идеалы долга, чести и нравственности.
За свою дебютную роль в картине Сергея Герасимова Нонна Мордюкова получила не только любовь зрителей и признание на просторах бывшего Советского союза, но и государственную Сталинскую премию, которую в те времена получали немногие деятели искусства.
«Чужая родня» (1955)
В драме «Чужая родня» Нонна Викторовна утвердилась как популярная и многогранная актриса. Несмотря на нежелание художественного совета, режиссер Михаил Швейцер рискнул и взял ее на роль Стеши Ряшкиной. Героиня, родившаяся в безбедной семье, терпит много мук после замужества с молодым комсомольцем Федором. Парень недоволен жизнью с родителями жены, ведь они для него - чужая родня, которая постоянно вмешивается в семейные дела молодых супругов. Потому между Стешей и Федором случаются конфликты.
«Отчий дом» (1959)
В картине Мордюкова воплотила образ сильной женщины из деревни Степаниды, которая после военной разрухи пытается поднять село и становится председателем колхоза. Однако спустя несколько лет женщину снимают с должности, и она превращается в обычную работницу, которая пылает страстью к новому председателю колхоза.
«Простая история» (1960)
В этом фильме героиней Мордюковой стала снова сильная женщина с непростой трагической судьбой Александра Потапова. Она - молодая вдова, возглавившая коллективное хозяйство. У нее волевой и прямолинейный характер, бескомпромиссное отношение к другим, требовательность и ответственность. Фразы, сказанные Нонной Викторовной в этой картине, стали крылатыми. Самыми яркими среди них были: «Хороший ты мужик, но - не орел», «Все вы, мужики, пьяницы», «Я с тебя теперь живого не слезу» и другие.
«Комиссар» (1967)
Роль комиссара Клавдии Вавиловой из военной драмы режиссера Александра Аскольдова считают одной из самых лучших в наследии великой Нонны Мордюковой. Сначала кинолента около двух десятков лет пылилась на полке, чтобы потом быть названной шедевром советского кинематографа.
Героиня Мордюковой женщина-комиссар, которая должна выполнить не только свой гражданский долг, но и женский - стать матерью. Во время Гражданской войны Вавилова теряет мужа, рожает ребенка и становится комиссаром. Она полна решимости, мести и ненависти к убийцам ее мужа. Только благодаря семейству евреев она понимает, что ей нужно исполнять и роль матери.
«Бриллиантовая рука» (1968)
В бессмертной комедии «Бриллиантовая рука» Нонна Викторовна сыграла управдома Варвару Сергеевну Плющ. Она оптимистичная активистка, которая знает о своих жильцах почти все. Она запомнилась оригинальными фразами о том, что «у нас управдом - друг человека», а дворы проектируют «не для гуляний, а для эстетики».
«Возврата нет» (1973)
В картине Нонна Викторовна появилась в образе донской женщины-казачки Антонины Кашириной, впустившей в дом командира батальона Никитина. Она помогла военному оправиться от тяжелого ранения и полюбила его. После войны он женится на ней, но позже изменяет любимой супруге, принеся в ее дом не радость и счастье, а боль и страдание.
«Трясина» (1978)
В фильме о событиях Великой отечественной войны актриса сыграла роль Матрены Быстровой, которая после пропажи старшего сына, решает спасти своего младшего наследника - Митю. Руководствуясь материнским инстинктом и любовью к ребенку, она закрывает мальчика на крыше их деревенского дома. Любящая мать позже понимает, что не спасла сына от гибели на войне, а обрекла его на затворничество и постоянные страдания. Вместе с ним она и сама постоянно страдает.
«Родня» (1981)
В фильме Мордюкова перевоплотилась в немолодую сельскую жительницу Марию Коновалову, которая едет к своей дочери Нине и внучке Ире в город. Она хочет снова восстановит распавшийся брак дочери. Однако, не понимая своих действий, она приносит много разочарований и себе, и Нине, и бывшему зятю.
Образ Марии Коноваловой - воплощение характерных качеств женщины, таких как чуткость, доверие, доброта, справедливость. Яркий характер и наивность проводят ее к тому, что иногда женщина выглядит смешно и несуразно в попытка помочь дочери спасти отношения.
«Мама» (1999)
Это один из последних фильмов с участием Нонны Мордюковой, снятый Денисом Евстигнеевым. Несмотря на негативные оценки кинокритиков, актрисе очень полюбился этот фильм. Она назвала его картиной о семейной любви, которая затрагивает трогательные чувства.
Героиня Мордюковой - вдова Полина Юрьевна. Она давно потеряла мужа и отца своих шестерых детей, когда он совершал побег из тюрьмы. Сначала она основывает фольклорный ансамбль из членов своей семьи, однако потом в ее голову приходит авантюрный план - она решается угнать самолет и увести своих детей за границу. Но женщину задерживают и садят в тюрьму на долгих 15 лет. После выхода на свободу мать встречает своих взрослых детей, судьбы которых очень изменились. Компанию Мордюковой составили известные ныне актеры, такие как Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Владимир Машков и Алексей Кравченко, которые сыграли взрослых сыновей отчаянной матери Полины Юрьевны.
Нонна Мордюкова запомнилась зрителям десятками ярких, самобытных и «настоящих» образов. Она не просто перевоплощалась в своих персонажей, она переживала их судьбу, глубоко прочувствовала их счастье, боль и страдания. Актрисе удавались разнообразные роли - от комедийных до глубоких драматических. Она отмечена десятками кинопремий и орденов за вклад в развитие культуры. В 2000 году она опубликовала авторскую книгу «Не плачь, казачка!» и вошла в десятку величайших актрис прошлого века. Нонна Викторовна покинула наш мир в 2008 году, но ее роли и память о ней всегда будут жить в сердцах миллионов людей.