Агенты ФСБ прибыли в Германию под видом чеченских беженцев?
Главный герой немецкого документального телефильма уверяет, что среди чеченцев, попросивших убежище в Германии, много агентов российской спецслужбы. DW - о фильме и реакции МВД ФРГ." Мы заслали в Европу шпионов под видом чеченских беженцев. Результаты операции доложены президенту и одобрены им", - заявил в интервью второму каналу телевидения ФРГ (ZDF) " Игорь". " Игорь", чей голос изменен, а лицо скрыто, - главный герой документального фильма " Холодная война Путина", утверждающий, что является впавшим в немилость полковником ФСБ, что до своего бегства на Запад был начальником отдела (50 офицеров и 400 агентов) и что лично принимал участие в упомянутой операции.
" Игорь" и " спящие" агенты
Фильм, показанный по ZDF вечером в среду, 8 февраля, не называет настоящего имени " Игоря" и не приводит доказательств, подтверждающих его рассказ о себе и агентах российских спецслужб среди чеченцев, обратившихся к немецким властям с просьбой об убежище. Теледокументалист Эгмонт Кох (Egmont Koch), однако, заверяет, что видел служебное удостоверение своего собеседника и считает его высказывания правдоподобными.
По словам " Игоря" российская спецслужба начала засылать в мусульманские диаспоры европейских стран своих агентов под видом беженцев из Чечни еще в 2002 году, то есть, задолго до миграционного кризиса. До поры до времени им велели " не высовываться", интегрироваться, а вот теперь, мол, настало время разбудить " спящих" агентов.
Их задача, говорится в фильме, состоит в том, чтобы, во-первых, следить за чеченскими правозащитниками, открыто выступающими против Рамзана Кадырова. Во-вторых, будоражить немецкое общественное мнение, устраивая шумные манифестации в поддержку лидера Чечни, за дружбу с Россией и отмену санкций ЕС. В фильме показан один такой митинг, на котором в Гамбурге чеченцы размахивают флагами с изображением Кадырова и держат в руках транспаранты, призывающие отменить санкции.
Противники или друзья Кадырова?
Как же так, удивляется автор фильма, ведь чеченцы мотивируют свои заявления с просьбой об убежище тем, что являются противниками его режима, что подвергались на родине репрессиям и преследованиям по политическим мотивам? А теперь они - лучшие друзья Кадырова?
" Игорь" советует повнимательнее присмотреться в первую очередь к чеченским спортсменам, ищущим или уже получившим убежище в Германии. В ФСБ их, мол, снабдили фальшивыми документами, например, липовыми тюремными справкам, призванными убедить немецких чиновников в том, что речь идет действительно о людях, которых преследуют по политическим мотивам.
Эгмонт Кох последовал совету своего собеседника и встретился в Киле с Тимуром Дугазаевым - чеченским спортсменом, мастером по нескольким видам единоборств, получившим в 2002 году политическое убежище в Германии, а в 2011-м - и немецкий паспорт. Дугазаев, охотно показавший несколько фотографий, где он запечатлен вдвоем с Кадыровым, чистосердечно поведал, что и он сам, и другие чеченские беженцы рассказывают немецким властям " всякие истории о конфликте с Кадыровым", чтобы получить убежище.
МВД ФРГ: " Доказательств нет"
Обман сотрудников Федерального ведомства по делам миграции и беженцев (BAMF), фальшивые тюремные справки - еще не доказательства того, что обманщик является агентом спецслужбы. В свою очередь и подлинность документов - не гарантия того, что предоставивший их в BAMF соискатель убежища никак не связан с ФСБ.
На правительственной пресс-конференции в пятницу, 10 февраля, корреспондент DW спросил представителя МВД ФРГ, есть ли у немецких правоохранительных органов или у контрразведки сведения о том, что под видом чеченских беженцев Россия засылает в Германию своих агентов. " Я не могу сообщить вам о наличии доказательств на этот счет", - лаконично ответил Тобиас Плате (Tobias Plate).
Уклончиво отвечает на такого рода вопросы и директор Федерального ведомства по охране конституции, выполняющего в Германии также функции контрразведки, Ханс-Георг Масен (Hans-Georg Maa?en). В интервью автору фильма " Холодная война Путина" он заявил, что, по его мнению, " высокое число соискателей убежища, прибывающих в Германию с Кавказа, едва ли может транзитом проезжать по территории России без ведома или даже без содействия российских спецслужб".
Упомянутое Масеном " высокое число" - это, однако, понятие относительное. Россия (а чеченцы регистрируются в Германии как россияне) в настоящее время не входит даже в первую десятку стран, граждане которых чаще всего обращаются к немецким властям с просьбой об убежище.
В 2016 году на рассмотрении BAMF находились в общей сложности 12 234 заявлений, поданных гражданами России. Более 80 процентов из них - чеченцы. Доля же беженцев из РФ, и в самом деле получающих положительный ответ, а с ним - возможность остаться в Германии, крайне мала. Она составляет всего 2,8 процента.