Испанцы судятся с российским владельцем затонувшего судна
Власти Испании обратились в суд, требуя от хозяина траулера "Олег Найденов" возместить расходы по ликвидации последствий затопления судна в акватории Канар.Министерство промышленного развития Испании (МПРИ), в ведении которого находятся вопросы судоходства, опубликовало 18 апреля сообщение о том, что намерено взыскать в судебном порядке с владельца траулера "Олег Найденов" 43,6 млн евро. Для этого в начале апреля Государственная адвокатура подала соответствующий иск в суд города Лас-Пальмас.
В указанную сумму министерству, по его оценке, обошлись работы по предотвращению экологической катастрофы у Канарских островов, риск которой возник после затопления российского траулера. Обратиться в суд МПРИ было вынуждено, поскольку российская сторона в течение года не реагировала на его письма с предложением компенсировать расходы.
Пожар на судне по "невыясненным причинам"
Возгорание и сильное задымление в машинном отделении морозильно-консервного траулера "Олег Найденов" случились при запуске его двигателей 11 апреля 2015 года, рассказал DW представитель портовой службы Лас-Пальмаса Рафаэль Гарсия Барранко. По его словам, судно находилось у причала и должно было в тот же день отправиться на промысел к берегам Западной Африки. Команда справиться с огнем, возникшим "по невыясненным причинам", самостоятельно не смогла, и к тушению были привлечены испанские пожарные.
После эвакуации 72 членов команды и многочасовой безуспешной борьбы с огнем, отметил далее Гарсия Барранко, портовое начальство приняло решение отбуксировать траулер в море: из-за опасения, что пожар может перекинуться на портовые сооружения и другие суда.
На "Олеге Найденове" находилось почти 1,5 тысячи тонн горючего и большие запасы картонной тары для мороженой рыбы. В ночь на 15 апреля судно, испытывавшее сильный крен, затонуло в 15 морских милях от архипелага.
Аргументы МПРИ и ЗАО "Феникс"
Капитан Игорь Дорофеев и владелец судна - мурманское ЗАО "Феникс"- в заявлениях, опубликованных в российских и испанских СМИ, возложили ответственность за гибель "Олега Найденова" на испанцев: мол, пожарные не обладали нужной подготовкой, а посему не смогли справиться с огнем. Ну а решение отбуксировали судно в море, по утверждениям россиян, было ошибочным.
В свою очередь комиссия по изучению морских происшествий МПРИ считает, что механики судна при запуске двигателей пренебрегали нормами безопасности, а после возникновения пожара не проявили достаточной расторопности. Такие выводы разделяют и некоторые российские эксперты. К примеру, еженедельник "Собеседник.Ru" опубликовал в свое время мнение председателя совета директоров ОАО "Калининградский морской торговый порт" Андрея Колесника.
Он выразил недоумение в связи с причинами пожара и усомнился, что на "Олеге Найденове" работали реагирующие на дым датчики и средства пожаротушения. Колесник также оправдал действия испанских спасателей и заявил, что судовладелец будет вынужден заплатить за последствия инцидента.
Иск испанской стороны на 43 миллиона
Чтобы избежать экологической катастрофы из-за начавшегося выброса топлива из затонувшего на глубине 2700 метров судна, Испании пришлось прибегнуть к услугам двух международных компаний, рассказал другой собеседник DW, сотрудник МПРИ Мигель Анхель Гутьеррес Ривера.
Речь идет о норвежской Otech Marine Services и американской Ardent. Откачка мазута впервые в истории была произведена со столь большой глубины - по разработанной для этой операции технологии и с использованием специально изготовленного оборудования.
Работы, по словам Гутьерреса Риверы, продолжались семь месяцев и обошлись в 43,6 миллионов евро. МПРИ безуспешно пыталось в течение года связаться с судовладельцами, после чего поручило Государственной адвокатуре решить вопрос в судебном порядке.
В соответствии с международными нормами иск предъявлен как ЗАО "Феникс", так и московскому страховому центру "Спутник", в котором был застрахован "Олег Найденов". Между тем, как стало известно DW, "Спутник" в январе 2017 года объявил о своем банкротстве.