Встряска в бундесвере: что изменит дело Франко А.?
Бундесвер сотрясает скандал из-за офицера-правоэкстремиста, готовившего, по мнению следствия, теракт. Министр обороны требует быстрого расследования. Но масштаб проблемы пока не ясен.Все руководство бундесвера нервничает. В четверг, 4 мая, министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) созвала в Берлине 100 ведущих немецких генералов. Это очередное неожиданное и необычное решение фон дер Ляйен после отмены ее запланированного визита в США и открытого письма в адрес армии с критикой порядков в бундесвере. И все это - из-за одного старшего лейтенанта Франко А.
Дело Франко: поиск сообщников
Франко А. долгое время выдавал себя за сирийского беженца, продолжая служить в своем пехотном батальоне. Он дурачил немецкие власти, ведя двойную жизнь. Прокололся Франко А. только тогда, когда спрятанный им в туалете венского аэропорта "Швехат" пистолет был найден. Наиболее вероятной следствию представляется версия, что офицер бундесвера хотел совершить теракт, сделав так, чтобы вина пала на сирийца, получившего убежище в Германии.
Франко А., очевидно, не действовал в одиночку: у него, по всей вероятности, были сообщники. Их поиск сейчас активно идет. В числе возможных сообщников называют 24-летнего студента, чье имя пока не раскрывается, а также 29-летнего Максимилиана Т. Последний - тоже старший лейтенант и сослуживец Франко, оба служат в единственной совместной германо-французской бригаде и были расквартированы во Франции в городе Илькирше-Граффенштадене.
Список потенциальных жертв неонацистов
Следователи, по данным газеты Die Zeit, считают, что Максимилиан Т. от руки написал список возможных жертв, который включает, в том числе, бывшего президента ФРГ Йоахима Гаука (Joachim Gauck), активистку Левой партии Анну Хельм (Anne Helm) и министра юстиции Хайко Мааса (Heiko Maa?).
В карманном календаре Франко А., по данным другой газеты, Die Welt, следствие нашло еще более длинный "расстрельный список", а также конкретные планы терактов. Например, "взрыв надгробного камня Ротшильда во Франкфурте", а также описание того, как, вероятно, подставной беженец должен под съемку на камеру бросить гранату в группу активистов антифашистского движения. У Франко были и планы освобождения из заключения многократно осужденной правой экстремистки Урсулы Хафербек (Ursula Haverbeck), отрицающей Холокост. "Если фрау Хафербек окажется в тюрьме - освободить", - было записано в календаре Франко А.
Судя по первым данным следствия, которые попали в прессу, Франко А. давно должен был бы обратить на себя внимание сослуживцев и прежде всего Службы военной контрразведки (MAD). Молодой офицер не особенно скрывал свои праворадикальные взгляды, в том числе в дипломной работе в военном училище. Но начальство решило шум не поднимать и контрразведчиков из MAD не оповещать.
Првый экстремист в бундесвере - проблема для правящей партии
Теперь же дело Франко А. представляет для министра обороны Урсулы фон дер Ляйен серьезную проблему. А вместе с ней - и для всей партии ХДС, которая пока по опросам лидирует в избирательной гонке за места в бундестаг. Голосование состоится в сентябре. Фон дер Ляйен нужно как можно полнее и быстрее расследовать скандал, но его реальный размах невозможно пока точно оценить.
Сколько военнослужащих бундесвера были посвящены в планы Франко А., кто в командовании батальона, возможно, покрывал его? Фон дер Ляйен призналась, что "пролить свет на это темное пятно будет стоить больших усилий и боли". Но сложность еще и в том, что случай праворадикала Франко А. - далеко не единичный.
Длинная тень вермахта
Вообще с момента создания в 1955 году бундесвер борется с имиджем прибежища для крайне правых и сторонников нацистской идеологии. Что неудивительно, ведь в новой армии ФРГ получили право служить 300 бывших офицеров войск СС, 40 генералов и 12 тысяч офицеров вермахта. Но и уже в недавнее время бундесвер нередко выглядел в негативном свете, в том числе в деле самой опасной террористической группировки последних лет - так называемого "Национал-социалистического подполья" (NSU).
Один из обвиняемых по делу этой группы, Андре Э., только поступив на службу, открыто признавался в симпатиях к национал-социализму времен Гитлера, но все равно получил право служить в армии. А контрразведчики из MAD так и не смогли объяснить причину, почему они затягивали выдачу досье, которое они собрали на другого члена группировки NSU, Уве Мундлоса (Uwe Mundlos), которого уже нет в живых.
Это заставляет немецкие СМИ задаваться вопросом о том, насколько вообще правоэкстремистские настроения распространены в бундесвере. Официальная статистика едва ли может дать ответ на этот вопрос, число выявленных случаев ксенофобии, антисемитизма или проявления правого радикализма в последние годы держится примерно на одном уровне.
По информации военного ведомства, MAD располагает данными о 275 случаях правонарушений правоэкстремистского характера, совершенных военнослужащими бундесвера. За 4 года - с 2012 по 2016 - "досрочно за правый радикализм" из немецкой армии были уволены 18 военнослужащих.
В бундесвере утверждают, что "экстремизму у нас места нет". С 1 июля в силу должен вступить закон, согласно которому все претенденты на службу в бундесвере должны будут проходить специальную проверку. Это, по замыслу инициаторов закона, усложнит попадание в армию экстремистов любого толка. Правда, наблюдатели предупреждают о том, что данная мера принесет и массу хлопот: ежегодно придется проверять около 20 тысяч человек.