Почему испанцы не могут довести до суда дело "русской мафии"
Судебный процесс по нашумевшему делу о "русской мафии" в Испании, который должен был начаться 12 июня, вероятно, вообще не состоится в 2017 году. Причину отсрочки выясняла DW. Официальный представитель Национальной судебной палаты Испании (НСПИ) Хавьер Валеро Алькантара заявил DW, что суд над так называемой "русской мафией", который должен был начаться еще 12 июня, в ближайшее время не состоится. Чиновник отказался объяснить причины отсрочки и предположил, что дело, по которому проходят 27 человек, может быть рассмотрено НСПИ не раньше февраля-марта 2018 года. Между тем, коллега Валеро Алькантара - Монтсеррат Трабада Санчес - за неделю до этого утверждала, что процесс, который должен увенчать расследование, инициированное в 2006 году, вот-вот начнется. А отложен он был якобы из-за болезни обвиняемых. Среди причин отсрочки испанские СМИ называли также "загруженность залов заседаний" в НСПИ. Однако некоторые местные юристы считают, что для переноса суда имеются более веские причины.
Громкое дело
Член мадридской коллегии адвокатов Уго Гарсия Мартин напомнил в беседе с DW, что дело "русской мафии" вызвало большой общественный резонанс. Он объясняется вовсе не деяниями в Испании главного обвиняемого Геннадия Петрова и его подельников, большинство которых, как и сам Петров, имеют судимости и являются, по данным следствия, "авторитетами" Тамбовской и Малышевской ОПГ. В Испании им инкриминируется всего лишь "отмывание денег" - преступление, не относящееся к разряду тяжких, хотя речь и идет о десятках миллионов евро. Интерес, по словам Гарсия Мартина, подстегивается тем, что следствие выявило "любопытные личные связи" этих "авторитетов" в России.
Адвокат отметил далее, что, к примеру, среди "контактов" Петрова фигурируют известные лица не только из мира российского криминала, но и бизнеса, политики и силовых структур, включая людей из окружения президента РФ Владимира Путина. Поначалу многим даже казалось - и на эту тему было немало написано в мировых СМИ - что Испания намерена привлечь к ответственности ряд представителей российского истеблишмента. На самом деле, подчеркнул собеседник DW, в качестве подозреваемых в документах следствия упоминаются лишь два известных россиянина.
Силовики-пособники
Как следует из заключения испанской прокуратуры, копия которого имеется у DW, речь идет о генерал-полковнике Николае Аулове, заместителе директора ныне не существующей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), и о бывшем зампреде Следственного комитета Игоре Соболевском, сокурснике Путина по юридическому факультету университета. Испанские следователи считают их членами группировки Петрова.
К такому выводу они, в частности, пришли, прослушивая в течение двух лет телефон "авторитета", его разговоры с Ауловым и Соболевским. По данным испанской стороны, Аулов, к примеру, уничтожал компромат на Петрова в базе данных МВД РФ, расправлялся с его недругами, а также, пользуясь своим положением, помогал в бизнесе, доходы от которого поступали для отмывания в Испанию. Аналогичными делами занимался и Соболевский. Расплачивался с ними Петров деньгами, подарками и услугами, в том числе, добивался, благодаря своим связям во властных структурах, продвижения по службе общих знакомых.
Поскольку ни Соболевский, ни Аулов на вызов испанских следователей в свое время не отреагировали, они были объявлены весной 2016 года в международный розыск, на что ведомство Аулова - ФСКН - ответило протестом.
Неподсудные связи
В материалах испанской прокуратуры значится и председатель Следственного комитета генерал юстиции Александр Бастрыкин, также сокурсник Путина. Он неоднократно упоминается в телефонных разговорах Петрова с Соболевским. Так, 28 июня 2007 года Соболевский попросил Петрова назвать лицо, которому его друг Бастрыкин обязан своим повышением, чтобы пригласить его на банкет. Петров, который посредничал в деле повышения, ответил, что упомянутый человек вряд ли придет на банкет Бастрыкина и пригласил генерала на свой день рождения, где эта персона должна была присутствовать наверняка.
В апреле 2008 года, по данным испанской прокуратуры, Петров помогал Соболевскому и Бастрыкину приобрести некое здание в Москве. Действовал он через Леонида Реймана, бывшего министра информационных технологий и связи. Насколько законной была эта сделка, испанская сторона не поясняет. Между тем, следствие по делу "русской мафии" не предъявляет Бастрыкину никаких претензий, а его имя упоминается в деле, по мнению адвоката Гарсия Мартина, лишь "для иллюстрации связей и возможностей Петрова в России".
Не имеет претензий прокуратура Испании и к другим россиянам, с которыми в той или иной степени "общался и был связан деловыми отношениями" Петров, хотя их имена тоже фигурируют в документах следствия. Это депутат Госдумы Владислав Резник, зампред правительства Дмитрий Козак, бывшие министры Герман Греф, Анатолий Сердюков, Виктор Зубков. Это предприниматели, в том числе олигархи, Александр Абрамов, Искандер Махмудов, Олег Дерипаска, Аркадий Буравой и другие.
Неясные перспективы судебного разбирательства
Гарсия Мартин считает судебные перспективы дела "неясными". С такой оценкой согласен и профессор права Мадридского университета Анхель Мартинес Прието. Он напомнил DW, что Петров и его сообщники, арестованные в 2008 году, а затем отпущенные до суда на свободу, покинули Испанию, в которой проживали с середины 90-х годов. Так что перед судом могут предстать лишь их испанские юридические и финансовые консультанты, посредничавшие в инвестициях в целях отмывания капиталов. Такие скромные перспективы громкого дела, естественно, не удовлетворяют ни прокуратуру, ни суд. "Поэтому, видимо, процесс и откладывается", - заключил профессор.