Реб Нахман Гольдштейн - "Чиринер Ров". Кременчугский след
Наш краевед Семен Черный продолжает знакомить читателей с историей кременчугских еврейских семей.
Отыскать в Чигирине место упокоения прославленного раввина Нахмана Гольдштейна оказалось далеко не просто. На это были потрачены годы упорных поисков, архивной и исследовательской работы. Свет пролили обнаруженные несколько лет назад исторические материалы и свидетельства. Чигиринский рав р. Нахман Гольдштейн (1825-1894), выдающийся талмудист, автор подробнейших комментариев к главным трудам рабби Нахмана из Брацлава. В его книгах - "Парпараот ле хохма" и "Учении Бааль-Шем-Това согласно трудам его учеников" - собраны выдержки из комментариев, высказываний и уроков хасидских цадиков, кратко, но вместе с тем и достаточно ясно, излагающие основные идеи, общие для всех хасидских движений. Данный труд - своего рода энциклопедия хасидской мудрости.
Реб Нахман Гольдштейн был образованным и мудрым человеком, грамотным, компетентным и уважаемым раввином. Являясь, на первых порах, не большим сторонником брацлавских хасидов, после знакомства с учением цадика Нахмана, рав Гольдштейн навсегда сделался его горячим приверженцем и одним из самых уважаемых наставников брацлавских хасидов. Евреи, любя, называли своего раби - "Чиринер Ров". Чигирин - город древний, места эти являются ареной многих исторических событий в Украине, предопределивших, в буквальном смысле, и ход мировой истории. Первые упоминания о городе можно отнести к первой половине XVI столетия.
По легендам и сказаниям название города происходит от волшебной и целебной чигир-травы, которая произрастала в этой местности. Некоторые ученые исследователи считают, что название происходит от тюркского «чигир» - дорога. Чигиринский рав жил в эпоху, когда местечко мало походило на город. Оно было больше похоже на деревню. Узкие кривые улочки, плетеные заборчики, за которыми - украинские хатенки под соломенной крышей, да еврейские хибарки. Речка Тясмин, ветхая покосившаяся мельница, Субботовский шлях, а вот - остаток стены старой крепости, стоявшей здесь некогда. Ах, какая природа, какой воздух! Все здесь говорит о славном прошлом казацкого края. В 1797 году, при образовании Киевской губернии, Чигирин был отделен от староства и назначен уездным городом Чигиринского уезда. На то время здесь насчитывалось: православных - 4710, римокатоликов - 16, евреев - 1615.
Земли городу принадлежало 4450 десятин. Домов насчитывалось 850. Город имел до 5000 рублей ежегодного дохода. Запасной городской капитал - до 46000 рублей. В 1900 г. в Чигирине с предместьями числилось уже 17480 жителей, из которых евреев - 6210 человек (35,2%). Было 54 еврея-земледельца. В городе 4 еврейских молитвенных дома.
Главными занятиями жителей являлось земледелие, добывание жернового камня, различные ремесла, извоз и скромная торговля хлебом и скотом. Всех торгово-промышленных заведений в городе 14. Работал Городской общественный банк. Была 1 каменоломня, принадлежавшая городу, 2 кожевенных завода, одна паровая и 28 ветряных мельниц; уездная больница с 3 врачами и аптекой; 1 типография, 1 библиотека, 1 фотографическое заведение, 2 городских двухклассных училища. Бюджет города составлял (в 1900 г.): доходов 38496 руб., расходов 37548 руб. Запасного капитала не имелось; в недоимках числилось 1358 руб.; городской земли 6144 десятины.
К середине 1900-х годов количество еврейских молитвенных домов в Чигирине составило уже 20. В округе было 7 местечек, 80 сел, 331 деревень и хуторов, 3 колонии, общее население которых составляло более 3 тысяч жителей. Главными торговыми центрами в округе являлись местечки Каменка, Златополь, Медведовка и Александровка, где бывали ярмарки.
У Чигиринского раввина был непререкаемый авторитет. Его знали далеко за пределами Украины. Знаток Торы и Священного Писания, человек рассудительный и мудрый, мастерски владевший словом, прекрасно изъяснявшийся и писавший, кроме идиша и иврита, на многих других языках, инициативный и деятельный. Он принимал участие в строительстве синагог, организации хедеров, готов был поддержать любого человека, независимо от его происхождения и социального статуса. В 1869 году "Чиринер Рав" посетил Землю Израиля, с ним прибыл тогда реб Абеле Рабинович и еще один богатый еврей из Кременчуга. Тогда в Иерусалиме, в Старом городе, была всего одна хасидская синагога Нисана Бека (ее еще называли "Тифэрэт Исраэль"). Полуразрушеная, стояла она без купола, не хватало денег на перекрытие. Рабинович заявил, что дает деньги на достройку и приобретает за это два окна и места в этой синагоге. Чигиринский рав добавил значительную сумму. И поэтому в синагоге той два окна и три скамьи возле них принадлежали уважаемым хасидам из Чигирина и Кременчуга. Там брацлавские хасиды и молились, пока в 1904 году не обустроили в Старом городе свою первую синагогу.
Рабби Нахман Гольдштейн был женат на женщине по имени Фрейда (никаких дополнительных сведений о ней мы пока не обнаружили. Могла являться дочерью первого Любавичского ребе - раби Шнеура-Залмана Боруховича.). У них были дети - сыновья - Хаим, Яков, Цалель (Цаль), Залман, дочь - Хая. В дореволюционных метрических книгах Киевского раввината значатся следующие имена: Гольдштейн Давид Гольдштейн Израиль Гольдштейн Исаия Гольдштейн Ицко Гольдштейн Маркус Гольдштейн Моисей Гольдштейн Моисей-Элиэзер Гольдштейн Мошко. Все эти люди находятся в тесной родственной связи с чигиринским равом, однако, пока не представляется возможным выяснить обстоятельства их жизни и факты биографии.
Сын реб Нахмана Гольдштейна - Яков (Янкель), с женой Эстер, детьми Абрамом, Шлемой, Борисом, Соней и Феней проживал в Екатеринославской губернии. В 1919 году, Яков, Абрам (20) и Шлема (16) были убиты во время еврейского погрома в местечке Желтое, Верхнеднепровского уезда. Бориса, Соню и Феню спрятала их мать - Эстер Абрамовна. Так они спаслись и выжили. Проживали в Кременчуге. В этом же городе нынче живут праправнуки - прямые потомки (6 и 7 поколение) чигиринского ребе, есть потомки, проживающие в Израиле и Германии, среди которых раввины, преподаватели, журналисты, музыканты, ученые, медики, работники социальной сферы. Удалось выяснить, что сын рава Гольдштейна - Хаим похоронен в Кременчуге. Об этом упоминается в книге «Сиах сарфей кодеш»: "Рав Хаим, сын рава Нахмана Гольдштейна, похоронен в Кременчуге, куда он бежал из Чигирина вместе с другими беженцами во время Второй Мировой войны" (Сиах сарфей кодеш. Бреслев, т.4; гл. 630). Это известно, также, со слов его товарища, старейшины брацлавских хасидов прошлого поколения - рава Леви-Ицхака Бендера.
Кременчугские евреи-старожилы, в конце 80-х годов рассказывали нам следующее: здание Главной Хоральной синагоги было разрушено в 1943 году. Осталась неповрежденной одноэтажная, так называемая "малая" синагога, располагавшаяся рядом с Большой Хоральной, на улице Квартальной, 15. Последний непокоренный еврейский бастион до войны был именно в этом здании. В синагоге жил раввин с семьей. Во время оккупации города, спасаясь от фашистов, семья ребе пряталась в подземельях синагоги. Там их обнаружили немцы и расстреляли на месте. После войны в подвале синагоги были обнаружены их останки. Могила Цаля Гольдштейна обнаружена на Байковом кладбище, в Киеве, в квадрате 19.
Рав Нахман Гольдштейн покоится на старом кладбище Чигирина. Много десятков лет могила уважаемого раввина - светоча и гордости города, находилась в полном запустении и забвении, ее не удавалось отыскать. Лишь несколько лет назад, благодаря потомкам ребе, еврейским активистам из многих стран мира, удалось найти и привести захоронение в порядок, восстановить памятник и надгробие. Там же, в Чигирине, покоятся р. Залман, сын р. Нахмана; р. Нахман, сын р. Эфраима; р. Гершел Любарский - внуки р. Нахмана из Брацлава, а также известные еврейские мудрецы р. Давид-шойхет и его сын р. Нахман, р. Зушегат, р. Мойше-Эфраим, сын р. Натана Штернгарца, р. Песах Заславский, р. Авраам Эйвин, р. Борух Эфраим, автор книги "Би-Бей а Нахаль".
Когда-то на черкасской и полтавской земле кипела еврейская жизнь, жили там большие цадики, праведники и мудрецы, ремесленники всех мастей. На Черкасской земле похоронены пять праведников: в Умани - рабби Нахман, в Шполе - рабби Иегуда Арье Лейб - Шполянер Зейде (Дедушка из Шполы), в Ротмистровке - рабби Йоханан Тверский, в Тальном - рабби Довид Тверский, в Черкассах - реб Яаков Тверский. В Кременчугской земле покоятся: раби Лейб из Дубровны; его сын - Ицхак Айзик и его жена - Сару - дочь цадика Нахмана из Браслава; последователи и ученики раби Нахмана: раби Хайкель - кантор, провидец и чудотворец; раби Шмуэль - сын раби Абы; раби Аарон Заславский, который был зятем раби Нахмана из Браслава и внуком основателя движения ХАБАД раби Шнеура Залмана из Ляд ("Алтер Ребе"), и его жена - Хая - дочь раби Нахмана; раби Буня Шпибиковский; раби Хаим - сын раби Нахмана из Чигирина, и другие достойные, святые и праведные души.
Потомки Чигиринского рава Нахмана Гольдштейна
Семен Черный
маша
А фотка чому не до кiнця?