Одесса: Александровский парк или рогульская резервация имени Шевченко?
Игорь Плисюк, журналист, Одесса
Молодой человек, или вам интересно, что таки нового вытворяют наши ревнители хуторянского благочиния накануне Дня города Одессы? - Они таки не разочаровывают нас в своем местечковом идиотизме! Читайте, думайте, и не говорите, что мы украинофобы - хуже, чем эти деятели, никто для украинской культуры еще ничего не сделал!
Тургенев написал, а памятник Чехову...
Именно так, в духе старого анекдота о «Муму», настоящие одесситы посмеивались над хохмами вокруг главного нашего городского парка. Вы только подумайте: основал его Царь-освободитель, Александр II, посадивший первые деревья нового украшения города. В его честь был он и назван. А после убийства императора террористами - на холме в центре парка была воздвигнута прекрасная колонна в память государя-реформатора, давшего свободу крестьянам. А заодно - и неблагодарному Тарасу Шевченко, сосланному за, прямо скажем, похабные стишки да рисунки в адрес родителей царя, его-то, в сущности, и выкупивших из крепостной зависимости...
Но - настало советское время, и... Александровскую колонну не раз обдирали, меняя надписи и барельефы на ней. А сам парк культуры и отдыха - получил имя того самого Шевченко, в нашем городе ни разу не бывавшего даже проездом. Боле того, в 60-е годы прошлого века вход в любимое место отдыха горожан украсила довольно-таки сумрачная статуя «Батьки Тараса». Злые языки даже поговаривали, что деловитый скульптор переделал ее из уже готового, но по понятным причинам, невостребованного монумента Сталину, просто заменив голову одного усача на не менее суровый лик другого...
Сам же парк - таки был любимым местом отдыха горожан. Дети играли на газонах и катались на каруселях. Молодежь - отплясывала и пошаливала на сомнительной репутации танцплощадке «Огни маяка», по иронии судьбы прозванной «Майдан»... Коллекционеры собирались там же по выходным, но с утра, и все - любили слушать музыку в нескольких летних «очагах культуры»... И все мы ходили отдать долг памяти отцам и дедам к памятнику Неизвестному матросу да Вечному огню...
Само собой, времена менялись, и во времена перестройки статуя Тараса стала местом паломничества местных националистов. А в годы наступившей «незалежности» - и вовсе, из памятника небезгрешному, но вовсе не бывшему каким-то протобандеровцем, поэту, сделали формный языческий идол адептов тоталитарной секты «Свидетелей майдана»...
А сам парк - медленно, но верно дичал. Осыпались приморские его склоны, заростали бурьяном когда-то ухоженные лужайки... Нет. В последние годы таки кое-что сделали. Мэр Костусев - восстановил в былой красе Александровскую колонну, наконец-то вернув на нее барельеф Государя и Шапку Мономаха - на верхушку. Само собой, еще во времена «преступной Панды». В последние годы отреставрирована и Карантинная стенка, и Пороховая башня. И вот: наконец-то, Горсовет принял масштабный проект полной реконструкции парка. Тут тебе и расширение дорожек, и обновление насаждений.
Но... в центре-то всего - снова какой-то дикий хуторянский бред, грозящий превратить былое украшение города и место отдыха одесситов в очередную потемкинскую деревню петлюровского образца. Судите сами!
Была у Сааки хата...
Полагаю, многие помнят: в недавние времена трагикомического губернаторства беглого грузинского президента в нашей области, этот новоявленный украинец ухитрился воздвигнуть прямо напротив своей резиденции на Проспекте Шевченко некую карикатурную «хатынку» с декоративным колодцем и даже мини-ветрячком, предназначенную для скоропостижных браков. Кому не терпится - «ласкаво просымо!». Само собой, за отдельные деньги...
Как и все прочие затеи кавказского шалунишки, и эта с треском провалилась.
И... деловитые «культуртрегеры» из Горсовета решили: не пропадать добру! Посему, сердцем парка должна стать сия саакина хатка, которую туда перенесут, а вокруг нее - возникнет некий «центр украинской национальной культуры». Всяческие селянские халабуды, возле коих будут проводить жалкие подобия знаменитой Сорочинской ярмарки, вышиваночно-шароварные фестивали, и прочие гопакедии в фальшиво-фольклорном духе...
Само собой, уйдет на это изрядное количество денег. На то, чтобы снова попытаться навязать европейскому городу хуторянскую, замшелую «культурку», которой пытаются вытеснить дух не только русский, но и истинно городской, заменив его соломенно-кизячным муляжом!
И не говорите, что мы против украинской культуры! Да Боже ж мой, как мы за! За Остапа Вишню и Мыколу Лысенко, Богдана Ступку и Олеся Бузину, Ярослава Галана и Сидора Ковпака... Можно перечислять долго, но, уверен, каждый из них посмеялся бы над очередными потугами сделать из Города Одессы - хутор Дюковку, местечко Коцюбиевку с придуманной историей и напрочь фейковой «культуркой».
Да, ежели уж так хочется нашим национально озабоченным освоить парк - имею альтернативную идею: таки пусть та самая танцплощадка, прозванная недаром «Майданом», таки используется ими в качестве ристалища для внутривидовых разборок и ритуалов. Главное, чтобы забор был повыше, а охрана покрепче. Даже билеты зевакам можно продавать и тотализатор организовать. Все - пользы городу будет побольше, чем от опереточно-петлюровского бантустана! Да и саакиной хатке тоже нечего зря простаивать - туалетов в парке всегда не хватало!
А сам же парк - все равно. Снова станет истинным местом отдыха одесситов. И выставки да ярмарки здесь тоже будут. Но не водевильные подобия гоголевcкой, а - в духе знаменитой Всероссийской выставки 1910 года, показавшей Одессу как истинный центр индустрии, торговли и науки всей империи и Европы. У нас еще все впереди! Нам есть что вспомнить и к чему стремиться, и это - вовсе не «садок вишневый» возле хаты очередного временщика и его прихлебал.