В керченском лапидарии покажут знаки-тамги
15 сентября 2017 г. в лапидарии (ул. Р. Люксембург 24/14) состоится открытие временной выставки в рамках цикла "Музейные древности" под названием "Знаки-тамги". Вход на открытие выставки бесплатный.
Тамга - это знак собственности. Происхождение тамг связывают с клеймением скота: нанесением метки раскаленным железным инструментом на теле овец и лошадей. К концу железного прута ("крючку") под прямым углом крепилось ажурное изображение тамги определенного клана. Собственную тамгу могли иметь только знатные и богатые люди, а находившиеся в их подчинении соплеменники ставили метку на самые разные предметы для обозначения принадлежности скота, земельных угодий и т. д. своему хозяину. Несомненно, тамга использовалась и как оберег в качестве символа сакральной мощи конкретного коллектива, защищающего своего представителя.
Тамги уже полтора столетия привлекают внимание не только профессиональных исследователей, но, так или иначе, - каждого человека, хотя бы бегло впервые их увидевшего. Эти не изученные до конца знаки производят сильное эмоциональное воздействие на зрителей и притягивают своей загадочностью, неким скрытым в них смыслом. Неудивительно, что подчас даже серьезные исследователи издавна и по сей день являются сторонниками самых различных романтических версий их интерпретации: магические символы, нерасшифрованные пиктограммы и т. п.
Тамги впервые появились на Боспоре с приходом сарматов. Поэтому в научной литературе до конца XX века они всегда упоминаются как "сарматские знаки". Мир иранских народов древности, как оседлых, так и кочевых, дал человечеству немало важных культурных достижений и до сих пор обладает для многих определенной привлекательностью. Пожалуй, наследие кочевого племенного мира в лапидарной коллекции представляют только лишь эти "загадочные" знаки, которым предстоит стать экспонатами выставки.
Личные тамги боспорских царей иллюстрируют родовую преемственность. Представленные на выставке тамги боспорских правителей Савромата II и Рискупорида III (КЛ-110, КЛ-2133) (которые, по данным эпиграфики, определенно являлись соответственно отцом и сыном) состоят из двух знаков: нижний - знак отцовского клана: "триденс" (вероятно, трезубец Нептуна, поскольку боспорские цари ведут свою родословную от Евмолпа, сына Нептуна); верхняя часть знака - символ материнского клана. Сохраняя форму отцовского знака, тамги Савромата II и Рискупорида III видоизменяются в верхней части, что, вероятно, указывает на принадлежность царей различным кланам по материнской линии.
Царский знак Тиберия Юлия Евпатора, вырезанный на боковой грани стелы (КЛ-2189), также отличается очертаниями верхнего знака двусоставной тамги в виде дельты, увенчанной разветвляющимися окончаниями (дельта - первая буква имени царицы Динамии, внучки Митридата Евпатора и матери Тиберия Юлия Евпатора).
На плите со множественными знаками (КЛ-101) начертаны, помимо прочих, две разновременные тамги, относящиеся к кругу клана Рискупорида III (210-222 гг. н. э.) и Рискупорида VI (314-342 гг. н. э.). Видимо, плита была установлена на каком-то сакральном участке, который был местом почитания/посещения различных сарматских племен на протяжении довольно длительного времени (более века).
Выставка приоткроет малоизученную страницу истории Боспора позднеантичного периода, проиллюстрировав местное варварское ("сарматское") влияние на культуру боспорских греков.