Немецкий музей рассказывает о русской революции 1917 года
"Переворот", "Свержение", "Надежда", "Страх", "Утопия", "Террор", - у выставки в Немецком историческом музее много "подзаголовков". Репортаж DW.
В Берлине, в Немецком историческом музее открылась выставка "1917. Революция. Россия и Европа". Она приурочена не только к столетию событий, которые в марксистской историографии называют "Великой Октябрьской социалистической революцией". Экспозиция охватывает весь комплекс революционных процессов в России, их предысторию и последствия для Европы на примере Германии, Венгрии, Италии, Польши, Великобритании и Франции. Среди более пятисот экспонатов, предоставленных музеями и частными коллекционерами разных стран, - картины, плакаты, изделия из фарфора, скульптуры, униформы, предметы быта.
Говорящие головы
В первом зале - прологе выставки - посетителя встречают говорящие головы. В прямом смысле слова. С огромных телеэкранов на вас смотрят замершие лица известных в России или в Германии деятелей. Если нажать на нужную кнопочку, они начинают делиться своими соображениями о событиях столетней давности.
Среди делящихся - бывшая федеральная уполномоченная по архивам "штази" Марианне Биртлер (Marianne Birthler), более известный в Германии, чем в России, писатель Владимир Каминер, многолетний лидер немецких посткоммунистов Грегор Гизи (Gregor Gysi), историк Ирина Щербакова из "Мемориала", Михаил Швыдкой, Виктор Ерофеев...
Далее следуют экспонаты, посвященные нескольким главам российской и европейской истории. Предреволюционная Россия: одежда того времени, униформы офицеров царской армии, яйца Фаберже, безразмерная фотография императорской семьи с просвечивающей в центре голограммой Карла Маркса.
Потом - экпонаты, повествующие о событиях февраля и октября 1917 года: плакаты, картины Филонова, Кандинского, Малевича, Родченко, железный фрагмент броненосца "Потемкин", модель крейсера "Аврора" и бескозырка его матроса. Гражданская война. Создание СССР. Европейское эхо...
Ленин, Иисус и Микки Маус
Ленин, большевики и другие фигуранты того времени представлены на выставке в исполнении фотографов, художников, скульпторов и карикатуристов. Отдельная небольшая экспозиция посвящена ленинскому культу.
Но самый спорный и необычный, с точки зрения корреспондента DW, экспонат находится уже на выходе из последнего зала выставки. Выросший в СССР и переехавший в 1975 году в США художник и скульптор Александр Косолапов изобразил вместе Ленина и Иисуса Христа, держащих за руки Микки Мауса. Называется скульптура "Вождь, герой и бог", а выполнена она в стиле соцреализма, смешанного с поп-артом (см. заглавную фотографию).
Изваянная Косолаповым троица побуждает посетителя выставки задуматься, какая из фигур какую роль играет в истории, и как сосуществуют вместе в различных мировоззрениях коммерция, идеология, пропаганда и религия.
Утопия и реальность
Выставка в Немецком историческом музее не дает оценок революционным процессам в России 100 лет назад. Революция, считают кураторы экспозиции, "была нагромождением различных интересов, революционных идей и утопических ожиданий".
"Нам было очень важно показать амбивалентность, противоречивость этой русской революции, - пояснил руководитель проекта Арнульф Скриба (Arnulf Scriba). - Поэтому у нашей выставки много названий, одни - с негативной, другие - с позитивной смысловой нагрузкой". В самом деле, плакаты, которыми увешаны внешние стены музея, очень разные: "Утопия", "Переворот", "Видение", "Страх", "Пробуждение", "Насилие".
По словам директора музея Рафаэля Гросса (Raphael Gross), представленные на выставке картины того времени - это визуальное выражение надежды, которую у очень многих людей пробудила революция 1917 года. Надежду на жизнь в мире без войны, без нищеты, голода и гнета. Но выставка рассказывает и о том, что надежды эти не оправдались.
Здесь, например, можно познакомиться с письмами молодого кадета, оказавшегося из-за своих политических взглядов заключенным одного из первых концлагерей на Соловках, созданного в 1920 году. "Ленин уже тогда называл эти лагеря именно концентрационными, хотя ГУЛАГа в те годы еще не было, - рассказала куратор выставки Кристиане Янеке (Kristiane Janeke). - Но всего год спустя в советской России было уже 48 таких лагерей".
Эхо в Европе
Руководителя проекта часто спрашивают, почему выставку о русской революции показывают в немецком музее. "Потому что, - отвечает Скриба, - эта революция не была локальным национальным событием, она имела последствия далеко за границами России".
Одним из таких последствий стало создание Советского Союза, который позднее превратился в мировую сверхдержаву. "Таким образом, - отмечает второй куратор выставки Юлия Франке (Julia Franke), - революция 1917 года стала предтечей поляризации мира в ХХ веке, она оказала влияние на внутреннее развитие многих стран".
Первое социалистическое государство в мире вызвало как острую реакцию отторжения, так и волну восхищения среди европейских левых. Амбивалентность самой русской революции характерна и для ее внешнего влияния. С одной стороны - восхищение и надежда на лучшее будущее. Страх и враждебность - с другой стороны.
Венгрия и Германия особенно ясно продемонстрировали, каким мощным для них оказался импульс русской революции, а вот в Великобритании и Франции, напомнила Франке, парламентаризм оказался достаточно сильным, чтобы удержать ситуацию под контролем. Италия стала примером страны с экстремально резкой поляризацией общества, а Польша показала, как антибольшевизм стал своего рода стержнем образования нового государства.
Выставка в Немецком историческом музее продлится до 15 апреля 2018 года.