Грязная кровать и Саддам Хусейн в витрине: самые шокирующие произведения искусства
Грязная кровать и Саддам Хусейн в витрине: самые шокирующие произведения искусства
Иногда произведения искусства могут вызывать смешанные чувства - от восторга до отвращения
Фабрика клонов: кто и зачем теперь клонирует памятники
В подборке наиболее противоречивых произведений искусства совершенно различные инсталляции и картины, сообщает "Знай" со ссылкой на BBC Сulture.
Критики "Фонтана" Дюшана, которые считали, что вместе с водой его писсуар смыв и назначения всего художественного искусства, вряд ли оценили бы по заслугам картину (или скорее ее отсутствие) американского художника Роберта Раушенберга.
Задумавшись о том, можно ли создать художественное произведение с помощью резинки, а не карандаша, кисти или резца, Раушенберг убедил своего друга, голландско-американского абстракциониста Виллема де Кунинга принести в жертву свой недавний эскиз.
В результате появилась бумага, на котором почти невозможно разглядеть следы бывшего рисунка. Он побуждает зрителя решить самостоятельно, есть картина без изображения произведением искусства или это - лишь рамка, обрамляет пустоту, символизируя бессилия художника.
Если произведением искусства может стать сосуд для человеческих испражнений, то рано или поздно и сами экскременты могут превратиться в объект эстетических экспериментов. Именно это и сделал 1961 итальянский авангардный художник Пьеро Манзони, законсервировав в 90 банок 2700 граммов собственных фекалий.
Говорят, что отец художника, владелец консервного завода, однажды презрительно прокомментировал творчество своего сына, сравнив его с экскрементами. Манзони-младший ответил знаменитыми банками, одна из которых прошлым летом ушла с аукциона за 275 тысяч евро.
"Стул" британского поп-арт художника Аллена Джонса откровенно бросает вызов обвинению в объективации женщин, так же как и созданные им два других, не менее провокационных предметы интерьера - вешалка и журнальный столик.
1986 года в Международный женский день пара активистов, возмущенных откровенным сексизмом скульптуры, облили ее кислотой, которая исказила пластиковое лицо и шею женской фигурки.
Банкетный стол на 39 персон чтит вклад в историю культуры выдающихся женщин - от Сафо к Вирджинии Вулф. Работу американской художницы-феминистки Джуди Чикаго признают за новаторство, но и критикуют за шокирующую пошлость.
В композиции доминируют сорок, расписанных вручную, фарфоровых тарелок с изображениями бабочек, которые откровенно похожи на женские половые органы.
В 1989 году пала не только Берлинская стена. 15 марта под покровом ночи нью-йоркские строители разрезали на куски и убрали 36-метровую стальную ограду, которая простояла на Федеральной площади восемь лет.
Снести конструкцию решил суд, поскольку новаторская инсталляция американского художника Ричарда Серры уже давно стала убежищем для террористов, вредителей и вандалов.
В мае 1983 года в артисты перформанса Христо и Жанн-Клод окутали 11 островков в заливе Бискейн у Флориды розовой полипропиленовой тканью. С протестом выступили экологи, которые были обеспокоены влиянием синтетического пластика площадью более 600 тысяч кв. м на местную флору и фауну.
Но художники именно такую?? реакцию и хотели вызвать - привлечь внимание общественности к проблемам окружающей среды и его хрупкости.
Пять месяцев каждые пять лет британский художник Марк Куинн откачивал в себя пять литров крови и заливал ее в полупрозрачный охлажденный слепок своей головы.
В результате получилась серия автопортретов, которая позволяет художнику вполне справедливо утверждать, что он вложил себя в свое творчество больше, чем любой другой художник.
Кровать - это объект, безусловно, полный символизма и неоднократно представленный в величайших произведениях западного искусства. Несмотря на это инсталляция неубранной кровати, которую британская художница Трейси Эмин представила на выставке премии Тернера в 1998 году, вызвала чрезвычайное недовольство публики.
Те, кто выступили в защиту "Кровати", удивлялись, что почти через 80 лет после знаменитого писсуара Дюшана грязная кровать могло вызвать такой шквал возмущения. Они также предположили, что очевидно публика свирепствует из-за того, что в чисто мужское художественное пространство нагло ворвалась женщина.
Связанная по рукам и ногам фигура иракского диктатора Саддама Хусейна в огромной стеклянной витрине, безусловно, перекликается с известной установкой акулы в растворе формальдегида Дэмиена Херста под названием "Физическая невозможность смерти в сознании живущего».
Но это произведение раскритиковали за то, что Хусейна представляют в роли жертвы. Других обеспокоила жуткая натуралистичность.
Иногда произведение искусства подпадает под цензуру не кураторов выставок, а возмущенных граждан. Это и произошло с огромным надувной скульптурой дерева, которую американский художник Пол Маккарти установил 2014 году на Вандомской площади в Париже.
Зеленую конструкцию, которая, очевидно, должна была символизировать рождественскую елку, безжалостно уничтожили вандалы. В ней разглядели сходство с секс-игрушкой. Спасти произведение от нападений разъяренных граждан стало невозможно, как и самого Маккарти - возмущенный прохожий трижды ударил его по лицу.