Харви и окно в преисподнюю
Оля Кондюкова о тонкой грани между харассментом и голословными обвинениями.
Нашлась та тема, которая выдернула из авторской комы даже меня. Кейс Харви Вайнштейна, похоже, стал ключом от ящика Пандоры: теперь слова «иск» и «домогательства» в новостях появляются чаще, чем «пенсия» и «президент».
За последний месяц 38 мировых медийных фамилий попали в список обвиняемых в сексуальных домогательствах. Среди них, помимо Спейси и Вайнштейна, чьи карьера и жизнь полностью разрушены, множество других известных мужчин. Бен Аффлек, Ларс фон Триер, Терри Ричардсон, Джордж Буш-старший, Дастин Хоффман, Стивен Сигал - это лишь малая часть списка. Досталось в этой беспощадной свалке и даме - бывший охранник Марайи Керри подал на нее в суд за харассмент.
Эта безумная история открывает портал в ад и дает зеленый свет легитимизации голословных обвинений.
Оказывается, в современном цивилизованном мире словесные обвинения из уст рандомного человека могут сделать тебя изгоем и перечеркнуть твою карьеру. Обсуждают в основном Харви, который, возможно, и впрямь не в себе. Но давайте-ка поговорим о других людях, которых эта история задела по касательной. О них вы вряд ли слышали.
Глава Amazon Studios Рой Прайс вынужден был уволиться после того, как продюсер Айса Хакетт громогласно заявила: Прайс сказал, что хотел бы заняться с ней сексом, когда они ехали в одном такси с какой-то презентации.
Найт Ландесман, мастодонт международной арт-сцены, издатель журнала Artforum, покинул свой пост, после того, как несколько сотрудниц обвинили его в домогательствах.
Марк Гальперин, политический аналитик телеканала MSNBG, был уволен. Несколько женщин пожаловались, что он приставал к ним, когда работал на ABC News. Также HBO отказал Гальперину в экранизации его книги.
Я уже не говорю о Кевине Спейси, в случае с которым нескольких слов какого-то парня оказалось достаточно для того, чтобы под корень разрушить карьеру актера.
Лишать работы и подвергать остракизму маньяков, насильников - дело справедливое. Но где же, черт побери, та самая пресловутая презумпция невиновности? Вина этих людей не доказана, не было ни суда, ни следствия, в большинстве случаев даже иска не существует, были лишь голословные обвинения. Кроме того, речь идет о домогательствах, а не о насилии. Как определена та граница, когда проявление внимания становится домогательством?
Это разве не дискриминация? Женщины жалуются на мужика, что он к ним приставал. Начальство мужика занимает позицию: «Уволим его поскорее без разбирательств, нам проблемы не нужны».
Женщины, обвиняющие в домогательствах уже упомянутого Ландесмана объявили, что он воспользовался их «экономической и профессиональной уязвимостью» в начале карьеры. Поэтому они тогда были не против приставаний, а сейчас против.
Следующий пассаж сулит мне премию «самое непопулярное мнение года», но молчать невозможно. Попытка мерить по себе будни людей из творческой среды, если вы сами к ней не относитесь, - ошибка. Не забывайте, что это отдельный мир. Для бухгалтера работа - это работа, где он обращается к коллегам и клиентам на вы. Для тех, кто представляет творческие профессии, работа - это вся жизнь, а коллеги - люди, с которыми они: пьют, курят, танцуют, употребляют наркотики и делают много других, казалось бы, не связанных с работой вещей.
Так вот - да, актрисы и актеры, певцы и певицы часто спят с продюсерами и режиссерами, чтобы сделать карьеру. Не думаете же вы, что такая расхожая шутка про «а ты точно продюсер?» появилась из воздуха?
Вспомним, как ведет себя Роуз Макгоуэн в деле Харви Вайнштейна. Она успешно вымогает у представителей Вайнштейна 100 000 долларов и делает хорошую карьеру. Затем она понимает, что у нее заканчиваются деньжата (она сама ровно так говорит об этом в своих интервью) и требует еще денег. На этот раз ставки подскочили: сначала Роуз хочет 3 миллиона долларов, потом меняет запрос и шантаж идет уже на сумму в 6 миллионов долларов. Ей отказывают. Еще это удивительно совпадает с тем, что компания Харви не продлевает ей ее шоу. И вот тогда она сначала она заявляет, что Харви ее домогался, а затем меняет показания и говорит, что он ее изнасиловал. Через некоторое время она начинает давать по пять пресс-конференций в день на тему изнасилования Вайнштейном, а также раздает бесконечно интервью и запускает проект «Армия Роуз».
Азия Ардженто тоже заявила, что ее изнасиловал Вайнштейн, а Гвинет Пэлтроу и Анджелина Джоли сказали, что он приставал к ним, но они жестко отказали (то есть, была опция отказа, в принципе). Никто из них не сделал из этого большой медийный проект, все просто высказались и на этом закрыли тему.
О чем это говорит? Может быть, о том, что Роуз действительно жертва и так справляется с травмами. А может быть, о чем-то другом - отношения продюсера и актрисы, режиссера и артиста - это отдельный мир. Шоу-бизнес это отдельный мир. Не надо мерить его законами бухгалтерии или ресторанного бизнеса, они не подходят. Большинство из нас в принципе не окажется в люксе Ритца с Татьяной Никитишной из отдела кадров и не будет выпивать в Four Seasons с Сергеем Семеновичем из закупок.
Да, в этом мире тоже полно насилия, и бывает так, что сильный воспользовался слабым против воли последнего. Но часто бывает и не совсем так, потому что границы дозволенного здесь сильно отличаются от среднестатистических, как и актерские способности главных героев.
Поэтому мое любимое «либо крестик снимите, либо трусы наденьте» - как раз про этот кейс. Я очень осуждаю насилие и грязные приставания, считаю это совершенно неприемлемым. Но голословные обвинения и игру в жертву я осуждаю тоже. А в истории о пандемии сексуальных домогательств, похоже, присутствует все перечисленное.