Актер Константин Хабенский о творческих тупиках, человеческом одиночестве и добре (ВИДЕО)
В психологическом триллере «Селфи» Константину Хабенскому досталась главная роль - телеведущего, писателя, завсегдатая столичных вечеринок Владимира Богданова, в жизнь которого внезапно вторгается какая-то непонятная сила.
«Живу так, как нравится мне»
Сергей Грачев, «АиФ»: - Константин, а вы сами-то к селфи как относитесь?
Константин Хабенский: - Никакой радости от «селфингования» я не испытываю. Много лет назад, когда в стране на десять человек приходился всего один фотоаппарат, популярным актерам постоянно предлагали выпить. Сейчас предлагают сфотографироваться.
Я считаю, что и то и другое одинаково разрушает человеческую психику. Но с желанием людей делать селфи никто и ничего поделать уже не может. Нужно просто определить для себя, участвуешь ты в этом общем забеге или живешь так, как тебе нравится. Я живу так, как нравится мне.
- В фильме ваш герой задается вопросом, почему человек сам себя разрушает - ведь это противоречит инстинкту самосохранения. А вы для себя этот парадокс пытались объяснить?
- Лично для себя не пытался, поскольку, например, продолжаю курить или делать какие-то иные вещи, которые противоречат инстинкту самосохранения. Если слепо следовать этому инстинкту, было бы логично пытаться максимально заботиться о своем здоровье, о спокойном существовании.
Но то ли в силу профессии, то ли в силу обычных человеческих интересов мне это не удается. Наверное, противоречие, о котором вы спрашиваете, кем-то очень глубоко в нас заложено.
- Но и человечество в целом не первый век занимается саморазрушением.
- Это правда. На каждом новом витке истории находятся люди, которые пытаются предостеречь целые поколения от ошибок прошлого, но обычно их мало кто слышит.
Быть, а не казаться
- Еще одна важная тема, которую поднимает фильм: огромное количество пользователей соцсетей сегодня стараются казаться в виртуальном пространстве тем, кем на самом деле они не являются. Ради дополнительных лайков пытаются всеми способами представить свою жизнь значительно ярче и интереснее, чем она есть. Что это за явление?
- Так как я не сижу в соцсетях и, соответственно, не лайкаю и не лайкаюсь, мне сложно судить. Сам я по старинке предпочитаю живое общение виртуальному.
Наверное, лайки стали каким-то новым типом валюты. Или способом выражения любви. Я знаю, что есть немало людей, которые этими вещами очень дорожат, живут ими - я же вижу, как люди, садясь вместе за стол обедать или ужинать, утыкаются каждый в свой гаждет, как общение сводится к отправке сообщений или печатанию постов.
Раздражает ли меня это? Нет. Если вы с человеком обоюдно дорожите отношениями, вы всегда найдете время на то, чтобы пообщаться реально.
Конечно, виртуальное общение быстрее и удобнее. Но за этим теряются важные вещи - как на тебя смотрит собеседник, с какой интонацией произносит фразу. А это как раз самое главное! Одну и ту же вещь можно сказать, держа фигу в кармане, а можно - с открытой ладошкой.
А что касается желания людей казаться не теми, кем они являются... Человеку всегда было свойственно стараться выглядеть в глазах окружающих выше, стройнее, шире в плечах и чуть успешнее, чем есть на самом деле.
- Писатель Сергей Минаев, книга которого легла в основу ленты, утверждает, что он старался рассказать историю о человеческом одиночестве. Почему об одиночестве говорят как о проблеме именно сегодняшнего дня? Разве это не вечная история?
- Да, это вечная тема. Просто сейчас ее можно ярче показать через тему виртуальных миров. Я тоже думал, о чем же наша история с точки зрения глубинных смыслов. Возможно, это в том числе и о проблеме наносных и истинных ценностей. И тогда это перерастает в притчу о человеческих взаимоотношениях, что меня очень радует.
- Герой ваш переживает глубочайший кризис - и творческий, и личный. На ваш взгляд, кризис может пойти на пользу?
- Слава богу, что человек сталкивается с творческими тупиками, возрастными кризисами, поскольку в итоге это дает ему толчок для движения вперед. Если не суетиться, как белка в колесе, а остановиться и задуматься о том, в какую сторону ты идешь и нужно ли тебе туда идти, - это только к лучшему.
- А что вы имели в виду под наносными ценностями?
- Успех, деньги, внимание, обладание теми или иными благами и прочее из этой же серии.
Оглянитесь на историю: во все эпохи находились люди, которые при всем внимании, успехе и обожании окружающих готовы были жить в бочке, уйти в монастырь и не пользоваться всеми теми благами, что им полагались.
Нужно стараться понимать, что есть ценности приходящие и вечные. Мои слова могут казаться немного пафосными, но ведь в итоге такие понятия, как добро, любовь, семья, всегда оказываются главными.
- К вопросу о добре. Вы уже много лет занимаетесь благотворительностью. Что вас, успешного, состоявшегося человека, заставляет заниматься чужой болью?
- Не буду рассказывать о своей мотивации по пунктам. Скажу только, что каждый, кто хоть раз искренне занимался благотворительными делами, испытывал непередаваемое чувство внутреннего собственного достоинства. В человеке активируется или усиливается ощущение того, что он не зря живет. Что он, возможно, сделал что-то самое правильное и важное в своей жизни.
- Извините, а в этом нет какой-то сделки с совестью, с самим собой?
- Я, честно говоря, по этому поводу не думал, но задумаюсь. Но даже если это какая-то сделка, как вы говорите, даже если ты это сделал всего лишь раз и для галочки, тот факт, что ты кому-то помог, - это уже большая и важная вещь.
- Есть мнение, что в цивилизованном государстве благотворительности на частном уровне существовать не должно. Вы согласны?
- Если бы 100 лет назад в нашей стране благотворительность не заменили всевозможными пятилетками, если бы не произошла смена ценностей, то сегодня, вероятно, дела в этой сфере выглядели бы совсем по-другому. Просто сегодня мы поднимаем и развиваем благотворительную историю практически с нуля.
Благотворительное движение, конечно, не может держаться только на плечах рядовых граждан. Но чтобы качественные изменения произошли, на это нужны время и усилия.