Новости и события » Общество » «Миф о победе» в российской мифологии

«Миф о победе» в российской мифологии

«Миф о победе» в российской мифологии

Для любого народа или страны совместная мифология очень важна. Именно она отличает «нас» от «чужих», она дает нам образцы поведения и образ совместного завтра..

Успешных стран или народов без собственной мифологии не существует. Здесь и далее под словом «мифология» я подразумеваю не обязательно неправду. Это «своя» национальная правда о том «как все было» и «как правильно поступать».

В идеале, мифология должна не только сплачивать и помогать бороться с «другими», но также и развиваться самим.

Едва ли не идеально структурированной была мифология позднего СССР. Она базировалась на трех китах: мифе о борьбе за справедливость и за права угнетенных до и во время революции, а потом и во всем мире; мифе о великой победе, подразумевающем восхищение самопожертвованием ради страны и гордость силой и значением великой державы в мире; и мифа о самом прогрессивном строе, который через космос, Гагарина и коммунизм ведет человечество к светлом будущему.

Это весьма сбалансированная мифология, обращенная в справедливое и гармоничное будущее. Как минимум в теории, эта мифология стимулировала людей развиваться, изобретать, быть альтруистичными и во всех смыслах достойными прекрасного коммунистического завтра. На довольно длинном отрезке времени это, в целом, работало.

Не буду здесь уходить в длинное обсуждение того почему данная мифология потерпела крах и в чем практика разошлась с теорией. Я лишь продемонстрировал пример сбалансированной мифологии, в которой в равной степени были представлены и прошлое, и будущее, и стимулирование продуктивного поведения.

Еще одним примером продуктивной мифологии представляется современная американская. Там тоже есть и про героическое прошлое и про демократическое высокотехнологичное завтра, но пожалуй самой функционально успешной и продуктивной находкой является «американская мечта», миф о том, что в Америке каждый может своим трудом добиться любых высот. Этим мифом буквально пронизана вся культура, от книг и кинематографа до пантеона национальных героев.

Не важно насколько данный миф соответствует действительности, однако его наличие имеет вполне измеримые социальные последствия.

В США очень высокое расслоение доходов (децильный коэффициент 15,9 против 9,1 во Франции и 6,2 в Швеции). Гораздо выше, чем в Европе и даже выше чем в России и других среднеразвитых странах.

Как правило, более высокий уровень неравенства влечет за собой более высокий уровень социальной напряженности. Однако, по данным «Глобального барометра социально-экономической напряженности», показатель напряженности в США составляет 45%, в то время как в полу-социалистической Франции 68%, в Китае 63%, Бельгии 61% и даже в благополучной Финляндии 50%.

Если человек верит в то, что может собственными усилиями добиться любых высот, то у него меньше поводов завидовать богатым соседям и жаловаться на социальную несправедливость. Подобная вера большинства американцев является не только и не столько результатом действительно высокого равенства шансов, сколько результатом постоянного поддержания этой веры средствами изобразительного искусства - фильмами, книгами, установками, задаваемыми в школе, и т. д.

Так или иначе, наличие мифа о «американской мечте» стимулирует сотни миллионов американцев больше работать и меньше завидовать соседям. Это, пожалуй, самый продуктивный из современных мифов.

Из приведенных выше примеров можно сделать вывод, что желательно, чтобы национальная мифология была а) сбалансирована между гордостью за прошлое и стремлением в будущее, б) стимулировала продуктивное поведение. С точки зрения данных критериев современная российская мифология выглядит откровенно слабо.

В силу того, что технологическое лидерство мы давно утратили, а отношение к революции у нас теперь сложное от советской мифологии нам остался только миф о «великой победе» (называя это мифом я не стремлюсь поставить величие победы под сомнение).

Предпринимались попытки реанимировать миф о богоизбранном православном народе, живущем «по правде», и переиздать миф о защите традиционных ценностей от «новомодных европейских веяний», однако до сих пор главной точкой самоидентификации россиян и главным объектом исторической гордости является именно миф о победе с такими атрибутами, как парад на Красной площади, ленточки на машинах, «бессмертный полк» и разнообразные патриотические мероприятия.

Само по себе существование мифа о самопожертвовании ради своей страны и победе над сильным врагом явление позитивное. Опасение вызывают два обстоятельства:

В мифе о победе нет образа желаемого завтра, в нем нет будущего в нем исключительно прошлое. В этом мифе нет созидания и прогресса. Для успешного развития нам необходимо, чтобы в нашей национальной мифологии миф о победе был уравновешен не менее сильными мифами про будущее и про созидание.

Возьмем например Францию. Уж на что Наполеон всему миру «показал» каких высот и побед достиг. И миф о нем занимает достойное место во французской мифологии. Однако этот миф не единственный и не главный. Мифы про великую культуру, справедливое государство, революцию и славного короля Генриха IV играют там не меньшую роль.

Или возьмем Монголию. За всю историю человечества никто всем так «не показывал», как это в свое время сделал Чингиз-хан. Однако, если бы монголы ездили по Китаю с конскими хвостами на сумках и футболками с надписями «можем повторить», вызывать это могло бы лишь две эмоции смех и раздражение. Россияне же почему-то считают такие футболки и георгиевские ленточки на улицах европейских городов «патриотичным поведением».

Эмоциональные акценты в структуре самого «мифа о победе» контрпродуктивны и откровенно опасны.

В аналогичных праздниках 8 мая или 11 ноября в развитых странах ключевой акцент делается на «скорбь по погибшим», а в России на «гордость победой».

Причем изначально, пока еще живо было поколение фронтовиков, соотношение гордости и скорби и у нас было иным, но чем больше времени проходит после войны и чем меньше остается в живых непосредственных участников сражений, тем больше в мифологии победы пафоса, милитаризма и великодержавного шовинизма.

Впервые после 1945 года парад на Красной площади в честь 9 мая провели лишь в 1965 году. Тогда же был первый всплеск производства фильмов, установки памятников и массовой пропагандистской работы по созданию «мифа о великой победе».

Следующий парад Победы на Красной площади прошел в 1985-ом, затем парады проводили раз в пять лет. После 1995 года начали проводить ежегодно, а с 2008-го стали вновь использовать военную технику и авиацию.

В конце 2000-х предшествующие 9 мая дни стали превращаться в марафон военных фильмов и ура-патриотических мероприятий, георгиевских ленточек и салютов. Бессмертный полк и подобные явления появились совсем недавно. Нигде в мире, кроме, может быть, Северной Кореи, военный парад (даже если проводится) не становится таким событием общенационального масштаба.

Этот акцент на силу и "мы им показали" имеет целый набор совершенно конкретных последствий. Можно воспринимать историю войны так: «было непростое время, много людей погибло, надо не дать такому повториться», а можно так: «были наши, были враги, и мы им показали».

Это очень глубинная культурная матрица, и она проецируется на многие сферы жизни. От такого взгляда на мир уровень агрессии становится выше, а уровень терпимости ниже. Значение военной силы гиперболизируется: «пускай мы живем плохо, но зато можем повторить», «сила важнее благополучия» и так далее.

Гордость тем, что "деды страдали" не ведет к благополучию, она лишь провоцирует гордящихся и дальше страдать.

Шутка о надписях на швейцарских машинах «спасибо дед за нейтралитет» поучительна не только с той точки зрения, что для будущих поколений швейцарцев нейтралитет дедов принес гораздо больше, чем победа для будущих поколений победителей. Дело в том, что наличие в мифологии швейцарцев подобной надписи (а она де факто распространена, пусть и не буквально) провоцирует будущие поколения швейцарцев и дальше стремиться к нейтралитету, а надписи на машинах россиян провоцируют следующие поколения россиян воевать.

Я начал с того, что мифология необходима для любой страны или народа. Мы все работаем над ее созданием и изменением. Но и мифология оказывает огромное влияние на траекторию нашего развития. Формирует наше будущее. Мифология, направленная исключительно в прошлое и сконцентрированная на силовой составляющей самоубийственна. Она препятствует развитию и подталкивает нацию к самоубийству в буквальном смысле. Без изменения этой мифологии Россия обречена на деградацию и войну.

Из СССР, все народы которого пострадали во второй войне, и в котором примерно одинаково относились к великой победе 30 лет назад, вышло 15 стран. В сегодняшней мифологии даже в самых дружественных России из них типа Казахстана или Армении миф о победе занимает гораздо более скромное место, нежели в российской мифологии. Значит ли это, что они предали память «воевавших дедов»? Не думаю.

Франция


Як вигідно купити чай та каву оптом

Як вигідно купити чай та каву оптом

Кава та чай є значущою частиною нашого повсякденного життя та їх популярність є стабільно високою. Великий попит на ці напої вимагає від підприємців постійно шукати надійних постачальників для оптових закупівель. Забезпечення закладів якісними кавою та чаєм...

сегодня 13:54
  • Доставка из Германии в Украину с сервисом Meest Shopping

    Доставка из Германии в Украину с сервисом Meest Shopping

    Зарубежный интернет-магазин – это площадка, где можно найти широкий ассортимент качественных и недорогих товаров от известных производителей. Доставка из...

    29 августа 2024
  • Тротуарная плитка: свойства, виды и преимущества

    Тротуарная плитка: свойства, виды и преимущества

    Тротуарная плитка давно стала неотъемлемой частью городского ландшафта. Она используется не только для обустройства тротуаров, но и для мощения дворов,...

    4 июля 2024
  • Где лечить зубы в Харькове

    Где лечить зубы в Харькове

    Выбор стоматологии - это важный и ответственный процесс, требующий внимательного подхода и учета множества факторов. Пациенты стремятся найти клинику, которая...

    24 мая 2024
  • Перевод письменного текста

    Перевод письменного текста

    Перевод письменного текста – это процесс перевода текста на другой язык с помощью письменного переноса информации из одного языка на другой с учетом...

    4 мая 2024

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх