Фрида и мода: что нужно знать о выставке Фриды Кало в Лондоне
На выставке в музее Виктории и Альберта в Лондоне можно узнать все о любимой одежде, косметике и аксессуарах знаменитой художницы.
После смерти Фриды Кало в 1954 году ее муж, мексиканский художник Диего Ривера, запер все ее вещи в ванной их дома La Casa Azul в Мехико и завещал открыть хранилище только через 15 лет после его смерти. Случилось это, правда, почти на 30 лет позже - в 2004 году. Историкам понадобилось четыре года, чтобы систематизировать 6000 фотографий, 12 000 документов и 300 найденных предметов. Некоторые из них первый раз покинули пределы Мексики, чтобы стать частью экспозиции «Фрида Кало: Создание себя» в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
«Это первый раз в истории, когда на выставке платья Фриды показывают одновременно с ее картинами. Стиль Фриды - неотъемлемая часть ее истории, так же, как ее искусство»,- рассказывает куратор выставки Цирцея Хенестроза. От платьев из родного города Тихуана и поразительных головных уборов, до корсетов и протеза художницы - все это являлось продолжением художественного стиля Фриды.
Выставка начинается со знакомства с ранней жизнью Кало - мы узнаем о с ее отце-немце и матери-мексиканке, и о двух ключевых событиях, которые определили ее жизнь и характер: заболевание полиомиелитом в возрасте шести лет и несчастном случае в 18 лет. Второе «ознаменовало начало ее карьеры как удивительного художника, но также стало точкой отсчета ухудшения ее здоровья»,- говорит куратор выставки.
Чувство двойственности - центральная тема ретроспективы, которая как будто показывает зрителю «две Фриды». Будучи гражданином двух стран, Германии и Мексики, она чувствовала, что корни ее семьи находятся все же в Мексике, но личная жизнь привела ее в Америку. Существовала пропасть между харизматической «знаменитостью», которую любили камеры, и одиночеством, которое чувствовала Фрида Кало. «Я думаю, что она чувствовала себя словно "разорванной"», - отмечает второй куратор Клэр Уилкокс.
Ряд автопортретов ее отца подчеркивает его непосредственное влияние на стиль Кало в портретной живописи. Затем ретроспектива переходит в комнату с любопытными ящиками и шкафами, которые образуют собой деревянные конструкции, имитирующие кровати. Болезненное ложе Кало было для нее и убежищем, и сценой. Мать Фриды разместила зеркало над кроватью, чтобы ее дочь могла рисовать свое отражение. Вместо мольберта был гипс ее корсета, который стал для художницы трехмерным холстом. «Она спрячет себя от жизни, но откроет себя искусству»,- говорит Цирцея Хенестроза.
Отношения Кало с модой складываются вместе с ее политическими взглядами. «Когда она впервые встретила Диего Ривера, она носила "коммунистические" красные рубашки и простые юбки, - говорят кураторы. «Первое изображение, на котором мы видим ее в длинном платье - это ее свадебный портрет. Я думаю, что именно свободная Америка (Фрида вышла замуж в 1929 году и жила в США в 1930-1934 годах), помогла ей создать свою уникальную личность».
Моду Фрида Кало полюбила еще в родной Тихуане. Ее увлекало то, как одеваются яркие женщины в матриархальных обществах Оахаки, потому что «это были гордые дамы, которые имели достоинство». Ее преданность своим мексиканским корням проявляется в стиле одежды. На вещах есть пятна чернил, ожоги от сигарет, а также краска и пигментные брызги. Например, на любимом нефритовом ожерелье художницы можно увидеть пятна зеленой краски.
Позже Кало немного сменила стиль: моды Тихуаны смешалась с вещами из Европы и Америки, художница начала пользоваться американской косметикой и винтажными украшениями. Последние Кало использовала для того, чтобы отвлечь внимание посторонних от своего протеза. Что касается косметики, то известно, что Фрида любила макияж и всегда выглядела эффектно, но косметики у нее было немного. В ее комнате, которая долго была заперта, нашли только банку крема Pond's, малиновые румяна и губную помаду Revlon, а еще - лаки для ногтей и несколько флаконов с духами. Любопытно, что в ее косметичке также нашли средства для бровей, которым художница уделяла много внимания: черный карандаш Revlon и средство для роста волос Talika
«Успех не застал ее при жизни, но она и не стремилась к нему. Однажды Кало сказала: «Я рисую себя, потому что я слишком часто остаюсь одна». Тем не менее, она всегда была кем-то. Она харизматичная, необычная и невероятно увлекательная личность, которую мы все еще пытаемся узнать»,- говорит Клэр Уилкокс.