Выборы в Украине: битва кошельков олигархов, а не партий, - Foreign Policy
Никогда местные выборы не приковывали к себе такого пристального внимания мирового сообщества, как те, что состоялись в Украине. Их предварительные результаты говорят, что через два года после Майдана страна отброшена в старые времена, пишет Ханна Тоберн.
Обычно выборы мэра, например, Майами или Скрантона или Зальцбурга не особенно заботят мировое сообщество. Но прошедшие недавно местные выборы в Украине – совсем другое дело, пишет в издании Foreign Policy эксперт Hudson Institute Ханна Тоберн.
Эти выборы рассматривались многими как некий референдум о доверии президенту Петру Порошенко, перед которым стоит непростая задача по реформированию Украины в соответствии с тающими на глазах надеждами участников Евромайдана. Реформы, обещанные президентской командой, движутся медленно, и ожидалось, что пропрезидентская партия потерпит на выборах сокрушительное поражение. Однако партия показала довольно неплохой результат, хоть и ниже того, что был достигнут ходе парламентской избирательной кампании год назад.
Похоже, что основную вину за медленный ход реформ украинцы решили возложить на премьер-министра Арсения Яценюка. Рейтинг его партии «Народный фронт» оказался настолько низким, что было принято решение не участвовать в этих выборах самостоятельно – чтобы не подвергать риску должность главы правительства, которого могли бы заменить на представителя более популярной партии.
В целом, похоже, что украинцы решили дать своему президенту еще один шанс на проведение реформ. Страхи экспертов, что медленный ход реформ вызовет антиреволюционный протест, оказались безосновательными. Однако есть некоторые другие индикаторы, свидетельствующие о том, что далеко не все так уж радужно.
С одной стороны, явка избирателей 46,6% по западным меркам была довольно высокой, - это намного выше, например, чем явка на местных выборах в США, где она составляет чуть более 20%, с другой стороны, - она стала самой низкой за всю историю украинской независимости. Это тревожный сигнал, который может свидетельствовать о том, что страна, прошедшая через революцию, начинает уставать от своих новых лидеров, медленного процесса реформ и, что намного важнее, - стагнации всего политического процесса.
На самом деле, Майдан оказал незначительное влияние на местные власти, от деятельности которых зависит повседневная жизнь простых граждан. Безусловно, в последнее время в политике появились новые лица, развернули деятельность гражданские активисты, но в основном на местном уровне сохраняется «статус-кво» - власть, как и раньше, принадлежит олигархам и местным чиновникам. Прошедшие выборы лишь закрепили этот «статус-кво».
Такие олигархи как Игорь Коломойский и Ринат Ахметов по-прежнему имеют значительное влияние на политику, их капиталы позволяют им одновременно финансировать сразу несколько партий, которые зачастую имеют противоположные идеологии. Например, Коломойскому приписывают финансирование таких непохожих в идеологическом плане партий, как «УКРОП» и «Видродження». С Ахметовым связывают «Оппозиционный блок», в который входят многие бывшие соратники свергнутого президента Виктора Януковича.
Интересы обоих сошлись в Днепропетровске, где на выборах мэра основными кандидатами стали поддерживаемый Коломойским Борис Филатов и считающийся протеже Ахметова Александр Вилкул. Второй тур должен состояться 15 ноября, и схватка между ними обещает быть «горячей». Считается, что Порошенко, который и сам является олигархом, решил поддержать Вилкула, олицетворяющего старый режим, из-за желания «насолить» Коломойскому.
Противоборство интересов различных групп наблюдалось и в Одессе, что привело к большому количеству нарушений в ходе выборов.
В Мариуполе, который находится в непосредственной близости от линии соприкосновения с сепаратистами, вмешательство в избирательную кампанию Рината Ахметова привело к срыву выборов. Активисты обнаружили, что избирательные бюллетени печатались в принадлежащей бизнесмену типографии, и добились отмены голосования из-за опасения фальсификаций. Похожая ситуация сложилась еще в нескольких городах, когда в них состоится голосование, пока неизвестно.
Таким образом, можно говорить о том, что минувшие выборы вернули страну в былую, более «дикую» и менее демократическую эпоху. Несмотря на то, что во многих регионах волеизъявление прошло без нарушений, обнаружившаяся тенденция настораживает.
Украинские политики скорректировали свою тактику, сделав ее более про-Европейской. Ландшафт изменился, но многие «старые» кадры, чьи хищнические интересы хорошо известны, остались. Порошенко, возможно, удалось получить дополнительное время для осуществления изменений, которых от него ждут украинцы, но открывшееся окно возможностей скоро снова захлопнется. А наследники старой системы уже занимают круговую оборону.