РФ всеми силами пытается удержать Армению «на коротком поводке»
Немногие осознают, насколько недавно заключенное соглашение по ядерной программе Ирана влияет на Кавказ, а конкретно – на Армению. У страны есть потенциал, для того чтобы стать транзитной страной для иранских нефти и газа по пути в порты Грузии. Но это идет вразрез с планами Москвы, а потому она наращивает экономическое присутствие в стране и продвигает армян, живущих в России, в политику Армении.
Со времен падения СССР Армения оказалась окружена враждебными странами: Азербайджаном, с которым она вела войну из-за Нагорного Карабаха, и Турцией, которая поддержала Азербайджан. Ереван стал полагаться на российскую экономическую и военную поддержку, которая поступала преимущественно через Грузию. Находящийся к югу Иран не сумел стать альтернативным партнером для страны, в основном из-за санкций.
После заключения шестисторонней сделки Иран начал больше внимания уделять Армении. Чиновники стали завязывать контакты с армянскими коллегами, особенно в экономическом и энергетическом секторах. Вообще-то Тегерану удобнее экспортировать свои энергоносители через Турцию, но из-за резко отличающихся взглядов на происходящее в Сирии маршрут через Армению в Грузию выглядит более жизнеспособным.
Армения и Иран ведут переговоры о строительстве железной дороги стоимостью 3,7 миллиарда долларов, однако Россия выступает резко против него. Есть указания на то, что Тегеран рассматривает вариант строительства железной дороги в Грузию – стоимостью всего 400 миллионов – через Азербайджан, ярого врага Армении. Вновь региональные державы обходят Армению стороной, чтобы донести продукты своего экспорта до европейского рынка, что, в свою очередь, вынуждает Армению опираться на Россию.
Железная дорога не единственный проект, который Россия заблокировала. Летом Армения и Иран договорились о строительстве на армянской земле линий электропередач, которые соединят две страны. В армянских СМИ пишут, что российский газовый гигант «Газпром» уже приобрел права на эту линию для экспорта электроэнергии. Дело в том, что он совместно с российской компанией «Ташир» доминирует на армянском внутреннем рынке газа и электричества. В июне «Газпром» завладел той частью трубопровода, которая соединяет Армению с иранской границей.
В последнее время, помимо экономического влияния, Москва прибегла и к помощи живущих в России армян. Внимание на себя обращает владелец группы компаний «Ташир» Самвел Карапетян с его состоянием почти 4,8 миллиарда долларов, который купил компанию «Электрические сети Армении». В середине октября об учреждении собственной партии для участия в парламентских выборах 2017 года заявил президент Союза армян России Ара Абрамян. Вряд ли он составит серьезную конкуренцию власти президента Сержа Саргсяна, но есть сведения, что он объединится с Карапетяном.
Отношения России и Армении прошли через напряженное время в этом году. Хотя страна и вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и получила помощь финансами и оружием от Москвы, в январе российский солдат убил армянскую семью в Гюмри. После протестов по всей стране и роста антироссийских настроений Москва в итоге согласилась на то, чтобы суд над ним провели армянские власти.
Негативную реакцию вызвал и рост цен на электричество, который прошел по требованию российской компании. Протестовавшие заявляли, что их волнуют лишь социальные проблемы, но российские политики были явно насторожены недовольством пророссийской позицией властей. Гнев в стране вызвало и падение армянской экономики, что было спровоцировано экономическим упадком в России из-за западных санкций. Более того, Армения и ЕС начали работу над соглашением о сотрудничестве, что может осложнить Москве противостояние с Западом.
Русские армяне наверняка помогут Москве в переговорах с правительством президента Сержа Саргсяна и в другой теме – Нагорного Карабаха. В рамках нынешнего статус-кво большая часть стычек на контактной линии этого конфликта заканчивается армянскими жертвами и потерей военной техники. В Ереване подозревают, что сближение Москвы и Баку в последнее время может привести к изменению положения, например, с введением миротворцев. Однако политическая элита Армении состоит преимущественно из выходцев из Нагорного Карабаха (например, это сам Саргсян), и она давно выступает против этого.
Поддержка русских армян – это прямая реакция на вызовы в отношениях с Ереваном, а попытки изолировать Армению входят в общее стремление Москвы сохранить контроль над постсоветской периферией. С падением пророссийского правительства в Украине в 2014 году Москва опасается утраты сферы влияния. А потому утрата Армении даже в пользу не западной страны – Ирана – ставит под угрозу ее ослабленную буферную зону.
В долгосрочной перспективе, по прогнозам аналитического издания, пророссийские фигуры – такие как Карапетян и Абрамян – будут играть существенную роль в армянской политике, впрочем, как и российские компании – в энергетическом секторе Армении. Это приведет ее к усечению возможностей стать транзитной страной для иранского экспорта и к большей зависимости от России.