VR-терапия: в Оксфорде помогают победить страх высоты с помощью виртуальной реальности
Лечение проходит удаленно - с компьютерным психотерапевтом.
Ученые из Оксфордского университета в рамках нового исследования использовали лечение в виртуальной реальности. Так они помогали людям преодолеть акрофобию - навязчивый страх высоты. VR-терапия полностью автоматизирована, ее проводит виртуальный врач, который реагирует на голос пациента.
Ученые рассматривают виртуальную реальность как рабочую модель лечения различных фобий и психологических расстройств: от лечения арахнофобии до помощи в преодолении страха публичных выступлений.
В большинстве из предыдущих экспериментов присутствовал реальный психотерапевт, который направлял пациента в виртуальной реальности. Однако новое исследование предусматривает полностью автономную модель с сеансами, проводимыми программой - компьютерным доктором.
Как проходил эксперимент
У каждого участника экспериментальной группы было шесть 30-минутных VR-сеансов в течение двух недель. Сессии проводились под руководством виртуального наставника по имени Ник. Участники проходили различные задания, направленные на закрепление ощущения того, что они находятся в безопасности.
По словам одного из авторов проекта Дэниела Фримена (Daniel Freeman), VR-лечение носило развлекательный характер. Перед участниками стояли увлекательные задачи вроде хождения по расшатанным дорожкам, снятия кошек с деревьев или игры на ксилофоне на краю балкона. А еще пациентов по воздуху катал виртуальный кит!
Результаты VR-терапии
В Оксфорде отмечают, что страх высоты у участников эксперимента в среднем снизился на 68%, а у половины испытуемых - "более чем на три четверти".
Преимущество такого подхода заключается в том, что для получения VR-терапии не нужны дополнительные затраты на услуги психотерапевта. Кроме того, лечение можно проходить удаленно.
Впрочем, пока исследование недостаточно доказательное: результаты терапии оценивали сами участники посредством заполнения анкет. Испытуемые не участвовали в тестах в практических условиях. Также неясно, был ли у испытуемых клинически поставлен диагноз акрофобия.
Ранее мы рассказывали о том, что Disney создал куртку для симуляции ощущений в виртуальной реальности.