Безопасность полетов в России под сомнением после крушения А321
В то время как следствие изучает черные ящики и обломки самолета российской компании Metrojet в попытках установить причины крушения лайнера над Синайским полуостровом, эксперты отмечают, что России необходимо заняться систематическими проблемами в сфере авиационной безопасности.
Хотя сама компания Metrojet отвергает предположения о том, что самолет Airbus A321 разбился в результате ошибки пилота или технической неисправности, российские власти рассматривают все возможные версии, в том числе и о террористическом акте.
По мнению независимого эксперта в сфере безопасности полетов и авиационно-космической промышленности Вадима Лукашевича, наиболее вероятной причиной катастрофы является техническая неисправность.
По словам Лукашевича, технические проблемы, к сожалению, далеко не редки в российской авиации, уровень безопасности которой значительно снизился за годы с момента распада СССР. «Уровень коррупции вырос, и зачастую используются контрафактные комплектующие и оборудование, – отмечает он. – Самолеты не проходят надлежащее техобслуживание и предполетную подготовку».
Лукашевич открыто критикует аэрокосмическую политику России и утверждает, что по этой причине его уволили из государственного исследовательского центра ранее в этом году.
По его словам, именно из-за этих факторов уровень безопасности полетов в России и других странах СНГ намного ниже, чем в среднем по всему миру. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), в период с 2009 по 2013 гг. в СНГ были самые плохие показатели воздушной безопасности среди всех регионов мира.
В последние годы страны СНГ демонстрируют заметные улучшения в этой области. Коэффициент потери воздушного судна, отражающий количество неустранимых повреждений на миллион взлетов, в 2014 году снизился до 0,83 по сравнению с 2,74 в предыдущие пять лет. Авиалинии из стран СНГ, участвующие в программе проверки эксплуатационной безопасности ИАТА, которая нацелена на соблюдение мировых стандартов, в 2013 и 2014 гг. не зафиксировали ни одного несчастного случая.
Однако, если ряд крупных российских компаний, в том числе ведущий государственный авиаперевозчик «Аэрофлот», являются участниками этой программы, многие компании меньшего размера, в том числе Metrojet (в прошлом «Когалымавиа»), эти проверки не проходят.
По словам Лукашевича, российские политики, призывающие к слиянию маленьких компаний в более крупные, упускают главное. Он убежден, что России необходима централизация всех органов, отвечающих за авиационную безопасность, и более эффективное обеспечение соблюдения стандартов.
«Я думаю, что нам нужны разнообразные авиакомпании: и большие, и маленькие, и государственные, и частные, и лоукостеры, и так далее, чтобы создавать конкуренцию, поскольку только конкуренция работает в интересах пассажиров, – считает Лукашевич. – Роль государства – контролировать все компании, вне зависимости от их размера и статуса. К сожалению, такого подхода я не наблюдаю, несмотря на объявленный в воскресенье день траура».
Российское информагентство «Интерфакс» в понедельник сообщило со ссылкой на министра юстиции Александра Коновалова, что говорить об ужесточении правил воздушной безопасности пока рано, поскольку причина катастрофы еще не известна.
Трагическая гибель 224 человек, находившихся на борту самолета, возвращавшегося с египетского курорта Шарм-эль-Шейх в Санкт-Петербург, спровоцировала волну призывов к ужесточению норм авиационной безопасности в России.
«К сожалению, мы поднимаем проблему безопасности полетов после трагедии, после того, как погибли люди, – говорит Лукашевич. – Мы много говорим об этом, красиво говорим, но через какое-то время эти слова забудутся до следующей авиакатастрофы».
Еще одна катастрофа с участием произведенного в России самолета произошла в среду в Южном Судане.