Новости и события » Hi-Tech » Белое и черное

Белое и черное

Белое и черное

Со стороны это казалось капитуляцией: когда компания увольняет половину своего штата и закрывает самую заметную часть своего бизнеса, что еще можно подумать? На самом деле все было еще хуже - но сдаваться они не собирались.

Общественное мнение вынесло вердикт: "черное" железо, как окрестили компьютеры от NeXT в индустрии за их необычный трагический цвет, было слишком медленным и никуда не годилось. Компания перешла на Intel, и правильно сделала.

Общественное мнение явно симпатизировало компании, редкий случай в истории. И ждало от NeXT Software чего-то особенного. В основном симпатизировало. Оно очень разное, это мнение. Компания так и не стала "публичной", она на была представлена на бирже, и на ее действия не реагировали толпы впавших в панику акционеров.

В 1991-92, производительность "черного железа" от NeXT не уступала конкурентам, и само оно очень даже подходило для выполняемых им задач, но в общественном мнении жил его мифический образ - безумно прекрасные черные кубы, загадочные и необычные.

Правильно ли поступил Джобс, превративший NeXT Computer в NeXT Software? Ответить на этот вопрос сложнее, чем кажется. Недостаточно данных. О финансовом положении NeXT можно только догадываться: это была частная компания, принадлежащая Джобсу.

Скорее всего, с доходностью у нее были серьезные проблемы. Кроме Стива и бухгалтера компании о реальном положении дел никто не знал.

RISC-революция была неизбежна. Вот-вот должно было начаться массовое производство процессоров, "таких же как на мощных рабочих станциях", "невероятно мощных", которые сметут нынешнее "старье" с рынка... Она была очень близка, но все-таки еще не началась.

Массовое производство первых серийных PowerPC должно было начаться примерно через год. Естественно, первыми получили бы их, в промышленных объемах, "члены профсоюза". В смысле, консорциума. Apple. Но для Apple у консорциума с ее участием в любом случае были бы особые цены и преференции.

Задержка с выходом NeXT RISC Workstation на рынок на год, или даже на два года, мало что изменила бы. Хуже точно не стало бы. Прототип NRW в компании уже был, его можно было довести до неземного совершенства. Пока же, 68040 с тактовой частотой в 33 МГц был одним из лучших массово выпускаемых процессоров...

Продолжение, начало здесь, и здесь.

История игрушек Стива Джобса

Период между изгнанием Стива Джобса из Apple Computer и его возвращением делится на две неравные по длительности части. На периоды NeXT и Pixar.

Все мы слышали про уважаемых деловых людей, входящих в несметное число советов директоров совершенно несвязанных между собой корпораций - это, как ни странно, не требует от них особых интеллектуальных усилий.

Но вкладывать душу сразу в несколько дел - это другое. Ни NeXT, ни Pixar, с точки зрения любого члена советов директоров двузначного числа компаний, считать "бизнесами" было бы некорректно. Вместо того чтобы приносить доход, оба предприятия опустошали счета Стива Джобса. Они были его игрушками.

Некоторые играют в Робизонов Крузо, некоторые крутят высший пилотаж, почему бы нет?

В эпоху NeXT, Стив непосредственно "рулил" этой компанией. Принимал решения, общался с кандидатами на замещение вакантных должностей, совершал ошибки и исправлял их. Он был главой компании и ее владельцем.

Скорее всего, за исключением 1992 года, NeXT была безнадежно убыточной. 1992 принес или небольшую прибыль, или намного меньшие убытки чем обычно. Точных данных нет.

Казалось, еще усилие или два - и компания займет в индустрии достойное ее потенциала место. В мире сотни тысяч компаний, большинство из них успешно и выгодно продает свои изделия, продукция сотен из них широко известна и популярна, но только единицам из них удается превратить свои изделия в культ.

NeXT это удалось - но любовь никому ничего не гарантирует. Зато на Pixar, прошедшей свои круги ада, точно также внушавшей любовь и балансировавшей на грани, появилась надежда - бесплотная и почти нереальная.

Стив не мог ее не ощутить, но затянувшийся период неудач превратил его в скептика, и он то верил в нее, то нет - а надежда не уходила, несмотря на неудачи и провалы.

До этого Стив, время от времени, заезжал на Pixar, решал накопившиеся вопросы, и снова погружался в NeXT. Теперь он разрывался между обеими компаниями, все больше уходя в "мультики".

А с деньгами у него уже было не очень. "Промотал".

Чехарда с RISC-процессорами произошла на границе между этими периодами. Ставку на RISC Стив был готов сделать одним из первых в индустрии. За год до выхода SPARC и MIPS. Из работ по созданию 88000 Motorola не делала секрета, а если бы в самом первом кубе от NeXT в истории человечества был MC88100, могло бы все сложиться иначе?

На границе между эпохой NeXT и эпохой Pixar в его жизни, все опять было на грани.

У NeXT был шанс. Уникальный. На самом деле его уже не было, но об этом еще никто не знал. Рабочая станция с RISC-процессором, с тактовой частотой в 50-66 МГц, появись она за год или два до начала RISC-революции, имела шанс "порвать" рынок. Очень многие хотели связать свою жизнь с NeXT, у компании была мощная группа поддержки, несмотря на скромные объемы продаж и более чем скромную пользовательскую базу...

Эту рабочую станцию ждали, о готовности покупать ее сотнями и тысячами Стиву писали очень серьезные люди - отвечающие за свои слова. Они могли подождать пару-другую месяцев. Дольше - нет.

Инженеры NeXT успели. Успели дважды. И прототип на одном 88110, и прототип на двух PPC-601 (50 МГц), работали. Последний из них можно было довести до товарного уровня за месяц или два. Но...

Не успела Motorola.

NEXTSTEP 3.2

Вторжение NeXT на земли "белого" железа началось 25 мая 1993 года, с версии NEXTSTEP 3.1. Ее задачей были захват и удержание плацдарма, и разведка. Это было столкновение с иной цивилизацией, очень разнообразной, массовой и жестокой. Разведка боем.

Плацдарм был захвачен и удерживался, но ценой огромных потерь. Репутационных. Силы были неравными. Меня поражает близорукость обозревателей, мешающих коммандос на чужой и незнакомой территории из-за их малочисленности и неспособности победить всех тут же и сразу, могучим ударом.

Недостатки NEXTSTEP 3.1 расписывали с упоением и восторгом, не обращая внимание на "3.1" в конце названия новой системы. Это был номер версии. Номер версии, с приличной долей вероятности, подразумевает продолжение. Следующую версию.

Претензии были: поддерживаются только избранные варианты IBM PC, и редкие платы расширений; отсутствует совместимость с Windows; огромное число багов и глюков. Вот он какой, NeXT!

NEXTSTEP 3.2 была представлена публике в октябре 1993, ее продажи начались в ноябре. Представлял систему Рик Джексон, директор NeXT Software по маркетингу. Уже не Стив. Времена изменились.

Рик сделал небольшой экскурс в историю, и посмеялся (вместе с аудиторией) над самыми известными и неприятными багами в 3.1. Эти баги исправлены. В 3.2 исправлено более 500 багов. Но не это главное.

Теперь пользователям PC доступны высококачественный звук, графика и видео. То, что в течении нескольких лет было доступно пользователям "черного" железа. Но и это не самое главное.

Расширена поддержка конфигураций (перечисление, заканчивающееся фразой "и другие"). Поддерживаются не все конфигурации, но все достойные внимания. NEXTSTEP 3.2 просто нет смысла устанавливать на дешевые бюджетные PC, это серьезная система, которой нужны серьезные ресурсы.

В составе системы SoftPC 3.1, благодаря которой пользователь сможет пользоваться программами для DOS и для Windows.

PDO (Portable Distributed Objects) для HP - это отдельный программный продукт, который упрощает взаимодействие сервера с NEXTSTEP с клиентом на HP, и наоборот. В чуждой NEXTSTEP системе появляется его полномочное представительство, берущее на себя заботы по передаче данных, запросов и управлению.

Число конфигураций "белого" железа почти бесконечно. Количество типов периферии поражает воображение. Потребность индустрии в драйверах для всех этих устройств огромна.

И в NEXTSTEP 3.2 есть отличный ответ на эту потребность. Называется он DriverKit. Это объектно-ориентированная библиотека (фреймворк) для разработки драйверов.

В наборе - базовые драйверы для различных категорий периферийных устройств, и их подклассы с добавленными свойствами, часто нетривиальными. Например, драйверы с поддержкой 32-битного "настоящего цвета", для SCSI, графики и работы с сетью.

Новые драйверы создаются на основе драйверов из набора, как подклассы. В библиотеке иерархия из десятков объектов, которые можно использовать и в учебных целях. Весь их исходный код открыт.

На сцену был приглашен Брент Терри, главный менеджер по интеграции технологий из компании Pencom, для рассказа о своих впечатлениях от DriverKit. Снижает трудозатраты на треть. Типичный Unix’овый драйвер, написанный стандартными средствами - это 6000 строк кода. Драйверы написанные с помощью DriverKit, в среднем, занимают всего 1000 строк.

Как оказалось, "война" только начиналась. Она была долгой и кровопролитной, но теперь уже никто не мог упрекнуть провинциалов из маленькой удаленной от бушующего мира компании в неадекватности.

Продолжение следует

Белое и черное

Белое и черное

Белое и черное

Apple Intel


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх