Как ювелирные украшения попадают в кино, часть 1
"Сделай сам, если такой умный!", - именно с этой фразы началась блестящая карьера драгоценных камней и ювелирных украшений больших Домов в кинематографе. Эти слова в 1930-годах произнес художник по костюмам Уолтер Планкетт, адресованы они были его другу Юджину Джозефу, с которым они вместе ходили на премьеры и который отметил, что в фильме "Романы Челлини" актрисы Констанс Беннетт и Люсиль Болл в дополнение к историческим костюмам XVI века носили украшения из века двадцатого, да и те были не так хороши, как хотелось бы и вообще напоминали бижутерию.
В общем вызов был принят и после нескольких лет исследований в музеях и галереях (тогда же он собрал целую библиотеку с редкими историческими книгами, которые всегда тщательно изучал прежде, чем браться за заказ), создания тысяч эскизов, Джозеф открыл собственный ювелирный Дом Joseff of Hollywood. Благодаря искреннему интересу к кино, связям с художниками по костюмам, бизнес развивался с космической скоростью и очень скоро коллекция его украшений составляла несколько миллионов позиций, которые использовали как в кино, так и для выходов на красные ковровые дорожки и другие торжественные мероприятия Вивьен Ли, Мэрилин Монро, Грейс Келли и Элизабет Тейлор. Колье, серьги и броши Joseff of Hollywood можно увидеть в фильмах "Унесенные ветром" (1939), "Джентльмены предпочитают блондинок" (1953), "Высшее общество" (1956) и "Клеопатра" (1963). Из последних премьер Joseff of Hollywood можно назвать "Пираты Карибского моря", "Атлант расправил крылья. Часть I" и "Последний Крестный отец". Сам основатель Дома погиб в катастрофе в 1949 году, однако его бренд успешно работает и по сегодня. Именно Юджин Джозеф дал зеленый свет использованию драгоценностей в кино.
Одной из первых его работ стала лента 1930 года "Унесенные ветром" с Вивьен Ли в главной роли. Ювелирный гардероб Скарлетт состоял из крупных украшений, созданных Джозефом. Также в фильме была использована брошь в виде птицы, которая принадлежала матери художника по костюмам того самого Уолтера Планкетта. Именно образ Скарлетт дал старт высокой ювелирной моде в Голливуде в 1940-х годах и поспособствовал моде на фамильные драгоценности.
Еще одна звезда того времени и страстная поклонница драгоценностей Элизабет Тейлор снималась в фильме "Клеопатра" в украшениях Joseff of Hollywood. Художники по костюмам Рени Конли, Ирен Шарафф и Витторио Нино Новарезе решили смешать их с драгоценностями Дома Bulgari. Кстати, партнер по фильму, а затем и муж актрисы Ричард Бартон тогда шутил, что Тейлор знает только одно слово по-итальянски - Bvlgari. После съемок актриса получила кольцо Bvlgari с бриллиантом от Бартона, часы-браслет в виде змеи и зеркальце. Стоимость часов составляла половину гонорара, полученного Лиз за фильм - полмиллиона долларов. В 2001 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке была выставлена личная коллекция драгоценностей Тейлор, так вот в Bulgari до последнего момента не были в курсе того, что зеркало со съемок "Клеопатры" было сделано их мастерами. И все же его удалось выкупить для архива бренда за 194 500 тысяч долларов.
Все знают, почему фильм "Завтрак у Тиффани" с Одри Хепберн в главной роли называется именно так, но не многие в курсе, что легендарное украшение создал французский ювелир флорентийского происхождения Роджер Семама. В свое время художник создавал украшения для Jacques Fath, Balmain, Schiaparelli, Lanvin, Givenchy, Balenciaga, Christian Dior и Yves Saint Laurent, а некоторые из его произведений были представлены на выставке Yves Saint Laurent в музее Метрополитен в Нью-Йорке. А вот бриллиант, которые лежит поверх нитей жемчуга, уже много лет носит имя компании "Тиффани" и является ее бессменным талисманом. Сегодня это колье носит название «Рапсодия» и оценивается примерно в 3?500?000 $.
А вот в современном фильме "Великий Гэтсби" с Леонардо Ди Каприо и Кэрри Маллиган действительно полностью использовались украшения американского ювелирного Дома Tiffany & Co. Мастера компании работали над ними совместно с дизайнером костюмов Кэтрин Мартин. Некоторые из произведений, использованных в фильме, были частью оригинальной коллекции 1920-х годов из архивов Дома, а остальные вдохновлены оригинальной коллекцией. Тогда же была выпущена знаменитая Blue Book, в нее вошли изделия в стиле 1920-х годов. Все украшения, использованные в картине, были созданы из золота и платины с добавлением драгоценных камней и жемчуга, а самым дорогим изделием в ленте стала тиара Savoy с белыми и желтыми бриллиантами. Ее можно купить за 200 000 евро. А в экранизации знаменитого романа Фитцдждеральда 1974 года, фильм тогда снимал режиссер Джек Клейтон, главные роли играли Роберт Редфорд и Миа Фэрроу использовались более, чем 50 оригинальных изделий Дома Cartier.
"Поговорите со мной, Гарри Уинстон! Поговорите со мной о лучших друзьях девушек - бриллиантах!", - пела о своей страсти к дорогим камням Мэрилин Монро в фильме "Джентльмены предпочитают блондинок", а на шее актрисы сияло настоящее бриллиантовое колье Harry Winston, главной частью которого был известный индийский бриллиант Moon of Baroda. Этот камень пять веков был собственностью семейства индийских махарадж. После фильма след замечательного колье потерялся, а чуть позже бриллиант продавался на одном из аукционов уже отдельно. Его стоимость - 1 миллион долларов.
История из фильма «Король говорит» 2010 года об Уоллис Симпсон - это не только рассказ о большой любви и прекрасных нарядах, это еще и история создания легендарного колье Zipper в виде молнии, которое было придумано специально для Уоллис ювелир Дома Van Cleef & Arpels Рене Пусан?. В 1939 году герцогиня Виндзорская придумала и заказала в Van Cleef & Arpels застежку для платья - молнию из бриллиантов и платины. Однако по понятным причинам в 1939 году платина была объявлена в США стратегическим металлом, используемым только для производства вооружения. К задумке герцогини вернулись позднее и из ее идеи усыпать бриллиантами молнию получилось легендарное колье Zipper.
Были и истории достойные острого глаза и замечаний Юджина Джозефа, который еще в 1930-х годах отказывался использовать в кино бижутерию. Так, к примеру, режиссер Баз Лурман взявшись за ленту "Мулен Руж" в 2001 году предложил, чтобы ажурный воротник для героини Николь Кидман был сделан из искусственных бриллиантов. Тогда австралийскому ювелиру Стефано Кантури удалось убедить мэтра, что такие камни не будут сиять достаточно благородно и в итоге колье, созданное в мастерских Canturi в духе Belle Epoque, было инкрустировано 1308 бриллиантами весом 134 карата и обошлось в один миллион долларов.
Знаменитое колье "Сердце океана" из "Титаника", как оказалось не было столь дорогостоящим, каким выглядело на экране. Согласно сюжету, центральный сапфир из колье, которое главной героине Роуз подарил ее жених, принадлежал Людовику XVI. На деле изделие, созданное ювелирным домом Asprey & Garrad, выполнено из белого золота и инкрустировано банальными фианитами, его стоимость на тот момент была 10 тысяч долларов. Правда уже после грандиозной премьеры и успеха фильма в Asprey & Garrad создали точную копию ожерелья из натуральных камней. Колье декорировали сапфиром в 170 карат и 65 бриллиантами по 30 карат каждый. На благотворительном аукционе новое "Сердце океана" ушло за 2?200?000 долларов. В настоящее время оригинал хранится в частной коллекции некого Джорджа Холмса, который приобрел изделие у 20th Century Fox в 2009 году.
Текст: Анастасия Яворская.