Новости и события » Hi-Tech » Пришествие...больших кошек

Пришествие...больших кошек

Пришествие...больших кошек

Пора рассказать о том, как Mac OS X появилась на свет. Самый верный способ заставить кого-то полюбить что-то давно надоевшее и опостылевшее - это заменить его на что-то новое. Пример? Пожалуйста...

24 марта 2001 года, Стив Джобс объявил о наступлении эры «больших кошек» и о выходе в свет самого первого официального релиза «современной операционной системы», 10.0, или, для тех кто не умел или не любил считать, Чита, с ударением на первом слоге. Это разновидность леопарда, особи этого вида поддавались приручению и использовались для охоты (как собаки или соколы).

Приобрести Читу можно было за 129 долларов, и ее действительно покупали. По моему, в новых Mac ‘ах, купленных после 24 марта, были предустановленных обе система, старая (какая-то вариация на тему Mac OS 9.1 или 9.2) и 10.0. Во всяком случае, я Mac OS 10.0 не покупал, она была установлена на моем «Далматинце», iMac G3 цвета Dalmatian.

Вскоре, едва ли не все пользователи Mac’ов в мире «жили» в классической системе, а как только выдавались свободные 10-15 минут, перезагружались в Mac OS X, и портили себе настроение. 10.0 за 129 долларов была неработоспособна вообще и в частности.

Далматинец с 256 Мегабайтами оперативной памяти и G3 разогнанным до 700 Мегагерц, летал в классической системе и шустро исполнял все мои непростые желания. По другую сторону границы между «почти уже вчера» и «завтра» он превращался в медлительного инвалида с признаками умственной отсталости.

До того мы даже не замечали, какой прекрасной и удобной системой была «Классика», и горячие головы уже требовали оставить ее навсегда. Дэвид Эверс, владелец ресурса MacKiDo, программист по профессии, очень убедительно доказывал, что отказавшись от Copland/Gershwin Apple совершила роковую ошибку. Он был одним из тех немногих, у кого была возможность попробовать злополучный Developer Release Copland, и пользовался Mac OS X начиная с самых первых ее превью.

Mac OS X Server 1.0

25 октября 1999 года, Apple отпустила на волю Mac OS X Server 1.0, якобы для того, чтобы разработчики и продвинутые пользователи могли попробовать себя в новом мире. Ни в коем случае эта версия операционной системы не была серверной! Видимо, Apple устала от непрекращающихся ехидных нападок в СМИ, утверждающих что никакой новой ОС у нее нет.

В системе использовался интерфейс Mac 8, точнее, его серебристая тема. Никаких Aqua, Dock или других признаков новой системы, зато под ее капотом уже была гремучая и не очень живая, пока еще, комбинация из OPENSTEP и классических Mac’овских API. С чужих слов, использовать «превью» для чего-то серьезного, например, попробовать свой Carbon-код на совместимость с новыми реалиями, было невозможно.

Я провел в ней минут 40, на чужом компьютере, впечатления были не слишком яркими, так как не запомнились. Во всяком случае, классические приложения она исполняла как надо.

Mac OS X Server 1.0 стала последней версией рождающейся операционной системы, в которой использовался Display PostScript.

У нее было еще и кодовое имя, Гера. В честь богини-покровительницы брака, помогающей при родах, сестры Зевса, из древнегреческого пантеона. Уместно, не правда ли?

Mac OS X Public Beta

Недоброжелатели продолжали желать Apple недоброе, выдавая свои поучения за добрые советы, например, советовали компании перестать морочить людям головы, и честно признать свою неудачу в попытке создания «Современной ОС».

По этой причине, или по какой-то другой, 13 сентября 2000 года Apple представила миру публичную бета-версию Mac OS X, Mac OS X Public Beta. Это уже действительно была настоящая другая операционка, кроме способности запускать программы для старой Mac OS ничего общего с ней не имеющая.

Впервые публике представили интерфейс Aqua, пользователи впервые столкнулись с Dock, и сильно его невзлюбили, кстати было за что: в приведенных добровольными тестировщикам сценариях Dock действительно выглядел идиотом. Эту и многие другие проблемы разработчики устранили, в следующей версии их не было. Вместо них...

Но не будем забегать вперед.

У публичной бета-версии было кодовое наименование (Kodiak), и... цена! Она стоила 29,95 долларов.

Первым вышел релиз для американских пользователей (Build 1H39), затем, через месяц или два, вышел интернациональный релиз (Build 2E14), в котором, кроме поддержки иных, кроме американского английского, языков, были исправлены некоторые из багов первого варианта. Мне довелось поиграться с вторым вариантом.

Не знаю, было ли это приложение написано еще до публичной беты (скорее всего), но и в ней ей оно работало безукоризненно. Это была бомба. Настоящая. Не верите?

Приложение называлось Bomb.app, и его единственной задачей было немедленно, сразу после запуска, «упасть». В какой-то презентации, или даже в нескольких, Стив показывал на примере этого приложения живучесть «Современной ОС».

Большая кошка номер один

Впервые в истории Mac OS X, она оказалась установлена на миллионах устройств во всем мире. Отмечая свой день рождения, я мог перезагрузить компьютер в новом опасном мире, и бродить по нему с бокалом в руке...

Одним из важнейших козырей новой системы был ее новорожденный графический движок Quartz, по утверждению Стива, невероятно эффективный и производительный. Внутри он называется Core Graphics, Quartz - его маркетинговое имя. Он, как и графический движок OPENSTEP, создан на основе технологии от Adobe, на этот раз PDF, за нее Apple платила и платит Adobe, только раз в сто меньше, чем пришлось бы платить за DPS.

Так вот, казалось что абсолютно все, что было так или иначе связано с рисованием на экране, работало невероятно медленно. Особенно тормозила отрисовка окон.

По словам Дэвида Эмери, багов в 10.0 было не меньше, чем в Copland DR.

Народ назван 10.0 «еще одной бета-версией за деньги», на этот раз уже за 129 долларов, некоторые доходили до обвинения Apple в отсутствии совести. Нет, у Стива (а это и была Apple) совесть была.

А у команды - воля к победе. Выпустив 10.0, и впервые за несколько лет отоспавшись и отдохнув несколько дней, инженеры вернулись на свои рабочие места, и сделали еще один шаг...

Mac OS 10.1 Puma

Косвенно подтверждая бета-статус 10.0, 25 сентября Apple, без какого-либо события или конференции, выпустила новую версию Mac OS X, 10.1, с кодовым наименованием Puma, в которой большая часть багов 10.0 была исправлена. Сначала 10.1 распространили среди своих, и их хороших знакомых (я получил), 25 октября сделали доступной всем.

После исправления одного из багов, оказалось, что Quartz невиновен, и действительно быстр. В 10.0, из-за бага, содержимое окон, всякий раз когда нужно было его обновлять, перерисовывалось по два или три раза. Остальные случаи медлительности просто куда-то исчезли.

Кроме исправления багов, в 10.1 добавили множество мелких штришков, превращавших ее в гораздо более уютное место. Например, именно тогда появилась возможность прятать расширения файлов. Де, на Mac’ах расширения не нужны...

Как и прежде, на моем Далматинце, параллельно одна другой, были установлены две системы, кажется 9.2.2 и 10.1, как и прежде, большую часть рабочего времени я проводил в «девятке», но в 10.1 я уже заходил не брюзжать, а проверять как мое приложение живет в новом опасном мире.

Кстати, 10.1 стоила даже дешевле, чем публичная бета. 0,00 долларов.

А с выход 10.1.2 стал еще одной важной вехой в истории Mac OS X: начиная с этого релиза, классическая Mac OS больше не была операционной системой по умолчанию.

Mac OS 10.1 была сыровата, и почти по всем пунктам проигрывала классической системе с точки зрения пользователя, но это уже была реально работающая операционная система. Или поздняя ее бета-версия...

Пришествие...больших кошек

Пришествие...больших кошек

Apple


RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

Инсайдер Kopite7kimi сообщил, что Nvidia сначала выпустит видеокарту GeForce RTX 5080, а после выйдет более производительная RTX 5090. В случае с RTX 40 все было наоборот, сначала в продаже появился флагман RTX 4090, потом подтянулись решения попроще. Судя...

сегодня 12:35

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх