РПЦ ждет изоляция - Евстратий Зоря
- Как расценивать угрозы со стороны РПЦ в сторону Константинополя?
- Прогнозы ожидаемые, так как это продолжение той линии, которую Московский патриархат ведет в православных отношениях в целом и взаимоотношениях с Константинопольским патриархатом в частности. Причем они это делают даже не в течение последних лет, а по сути от времени восстановления Московской патриархии сталинским правительством в 1943 году (кстати, как раз на днях исполняется 75 лет этого восстановления Московской патриархии). С того времени напряженность между Москвой и Константинополем усиливалась, росла, затем стихала, затем снова усиливалась.
- Почему МП выбрала такую стратегию?
- Москва, как крупнейшая православная церковь сейчас, постоянно пытается занять первое место в мировом православии. То есть то место, которое исторически и традиционно принадлежит Константинопольскому патриархату. Очевидно, что Константинополь, зная намерения и настроения, которые есть у Московского патриархата в течение десятилетий, ожидал такой реакции и готов к ней.
Это подобно тому, как в светских или государственных традициях происходит разрыв дипломатических отношений между странами. Если Москва объявит разрыв, мы прогнозируем, что она останется одна, максимум с несколькими союзными церквями.
Для развития украинской церковной ситуации это может даже будет не столько отрицательным, сколько положительным, потому что это ускорит окончательное решение украинского церковного вопроса. Это чем-то напоминает кризис во время болезни - когда обострение болезни в конце концов приводит к улучшению состояния и окончательному излечению.
- Мы уже привыкли, что РФ часто переходит от простых угроз к определенным действиям. Какими эти действия могут быть?
- Пока то, что они могли бы сделать, они уже сделали. Те угрозы, которые они могли бы реализовать, они реализовали. Что-то экстраординарное, абсолютно неожиданное - трудно прогнозировать, потому что следует еще учесть ту реакцию, которая была в самой РФ, скажем, на санкции, которые вводились против нее из-за оккупации Крыма, из-за вторжения на Донбасс.
Мы видим, что в ответ на это Россия вводила так называемые контрсанкции, которые на самом деле ограничивали ее саму. И поэтому наиболее вероятное развитие событий - это то, что Московская патриархия будет самоизолироваться от отношений с Константинопольским патриархатом и остальным православным миром. И так будет продолжаться, пока нынешнее руководство - и кремлевское, и церковное - будет у власти. А это, с исторической перспективы, совсем недолго.
- Ждать чего-то вроде Крестного хода?
- Нет. Будут попытки разжечь вражду, будут попытки делать какие-то провокации. Собственно, так же, как это было в 2014 году. Потому что после Революции Достоинства, после побега Януковича были попытки объявить, что Лавру захватили и разгромили, что кто-то пытается силой захватить храмы Московского патриархата, и тому подобное. Но все мы являемся свидетелями того, что ничего из этих объявленных уже Москвой и прогнозируемых ею событий не произошло, потому что и украинский народ верующий, и украинское государство значительно мудрее, чем о них думают в Кремле. Поэтому все эти сценарии успешными не будут. Но попытки разжечь какие-то конфликты и создать какие-то очаги противостояния - этого бесспорно следует ожидать. Тем более, что они уже были анонсированы.
- Каким может быть наихудший сценарий? Задействуют "религиозную войну"?
- В Украине не будет религиозной войны, потому что для этого нет реального основания. То есть, по югославскому или северо-ирландскому сценарию развитие событий не произойдет. Потому что во-первых, речь идет об одной православной вере, то есть нет различия в вероисповедании, есть только место в юрисдикции подчинения.
Во-вторых, речь не идет о национальном конфликте, ведь в украинской церкви, в Киевском патриархате, уже есть не только этнические украинцы или украиноязычные граждане, а есть и этнические русские, и русскоязычные украинцы, и даже во временно аннексированом Крыму, а также на оккупированных территориях Донбасса сохраняются общины нашей церкви Киевского патриархата.
Поэтому реальных оснований, реальной почвы для настоящей религиозной войны нет. И на попытку что-то подобное разжечь должно адекватно реагировать украинское общество (и все это отвергать) и соответствующие органы государства - с юридической точки зрения.
- Главными памятниками культуры и православия в Украине считают именно лавры. Какой может быть борьба за эти памятники?
- Наше убеждение - каждый разумный человек, если задать вопрос: "Кому должны принадлежать главные святыни украинского народа - Киево-Печерская и Почаевская лавра - украинской церкви, или русской церкви?" - даст вразумительный ответ: Украинские церкви. Но это не значит, что уже на второй день после провозглашения томоса кто-то будет идти и силой отбирать эти святыни.
Наоборот мы категорически против того, чтобы было любое насилие и любое силовое противостояние. Мы убеждены, что мирным путем, путем диалога, путем понимания, а после того, как будет томос, мы уверены, что и большое количество монахов и священников, которые сейчас есть в лаврах, переосмыслят свое отношение к вопросу украинской церкви. И мирным путем, пусть это будет занимать месяц или даже несколько лет, но этот вопрос решится. И в конце концов, так же как украинская церковь утвердилась в Украине, хотя Москва делала все возможное, чтобы этого не было, так же и эти святыни будут принадлежать к украинской церкви.