Новости и события » Общество » Одесский священник-волонтер УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП

Одесский священник-волонтер УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП

Одесский священник-волонтер УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП

На днях произошло долгожданное для Украины событие - Константинопольский патриархат открыл путь к предоставлению нашей церкви автокефалии. Настоятель Покровского храма в Одессе УПЦ (КП) известный священник и волонтер протоиерей Александр Филиппов пояснил, чем живет его церковь, кардинально отличаясь от московской, и какие преграды нас ожидают на пути к томосу.

Чем так сильно отличается Киевский патриархат от Московского, есть ли там монахи и святые, как будут передаваться церкви и лавры УПЦ (МП) после установления единой поместной церкви? Об этом корреспондент Украинской Службы Информации пообщался с бывшим российским военным, ныне украинским священником-волонтером отцом Александром Филипповым.

Отец Александр, Украинская православная церковь Киевского патриархата образовалась в 1992 году. Появились ли с того времени в церкви свои святые? Почитает ли УПЦ КП святых Московского патриархата?

Отвечу вначале на первый вопрос. Да, у нас есть свои святые, например Петр Колнышевский. По поводу второго - да, есть общеправославные святые, которых почитают обе наши церкви - например, Сергий Радонежский, Ксения Петербужская, даже Александр Невский, хотя по поводу последнего недавно велись споры. Мы почитаем всех тех святых, которые были канонизированы до прихода советской власти. Так, например, у нас есть храм Серафима Саровского. Понятно, что царская семья сюда не входит.

Кто из святых лично для вас в сегодняшней современной жизни является примером?

Это удел личного благочестия, каждый выбирает своего святого. У меня нет кумиров, скорее я пытаюсь подражать в каждой определенной ситуации одному из святых, чьи примеры из жизни, а не лубочные истории, меня вдохновляют. Есть ситуации, где можно вдохновиться и научиться у того же Александра Невского, а есть у святого Серафима Саровского. Здесь важно не сотворить себе кумиров, очень важно вобрать в себя соборный опыт святых, опыт церкви, как Тела Христова. Ведь в житии святых бывали разные моменты, а каждый из них, не без основания, считал себя великим грешником. Поэтому задача каждого из нас найти рациональное звено из жизни святого и использовать его опыт себе во благо.

Недавно экс-заместитель главы СБУ генерал-майор Виктор Ягун заявил, что священники Московского патриархата внедряются в УПЦ КП, чтобы в будущем расшатать вашу структуру изнутри. Как вы относитесь к подобной конспирологии?

Я в первый раз про такое слышу. Это слишком высокий пилотаж для УПЦ МП.

Назовите основные принципы, по которым Киевский патриархат отличается от Московского?

Самый важный для нас - принцип соборности, когда мнение громады является основополагающим. Именно по такому принципу и возникает новая церковь. В Московском патриархате мнение общины мало кого интересует. В таком случае церковь больше похожа на магазин ритуальных услуг, а не соборное общение. Там все на уровне армейской иерархии, где священники выступают недоступными жрецами. Наша церковь, наоборот, живет жизнью своих прихожан, для нас АТО и украинский язык это не политика, как в Московском патриархате, это жизнь нашего прихода.

Вы ездили в АТО военным капелланом, возите волонтерскую помощь бойцам ВСУ. Является ли человек убийцей, на ваш взгляд, если защищает свой дом?

Надо понимать, что наши священники благословляют не войну, как это говорят в Московском патриархате, а защиту родины. Человек не является убийцей, если защищает свой дом, мать, жену или детей. По правилам церкви, солдаты, прошедшие войну, должны пройти период очищения, но в данном случае защитник родины не является убийцей. Наша церковь будет благословлять и защищать своих стариков, но мы не благословляем, как священники Московского патриархата в "ДНР/ЛНР", на терроризм. Это и есть их духовная шизофрения - говорить, с одной стороны, что мы, священники КП, благословляем войну, а с другой освящать танки террористов и прятать оружие в монастырях. Я считаю, что таких священников вообще не должно быть.

В Одессе какое-то время некоторые православные церкви и монастыри Московского патриархата не поминали за литургией российского патриарха Кирилла - так решила община. Однако, насколько я знаю, это вызвало негативную реакцию со стороны митрополита Агафангела, и все вернулось на круги своя.

Это не решает проблему. В любом случае, Украинская православная церковь МП, согласно Уставу РПЦ, является не "поместной церковью", как заливают в уши прихожанам, а неотъемлемой частью РПЦ. "Автономия" УПЦ МП - это определение, за которым ничего не стоит. И, в любом случае, глава этой церкви, которому священники подчиняются по иерархической лестнице, поминают они его при этом или нет, - патриарх Кирилл.

Недавно бывший священник Киевского патриархата сделал "каминг аут", признавшись в СМИ, что его церковь, став едва уже не "государственной религией", успела нарастить "мышцы", богатые приходы стали продаваться, а священники, перестав отличаться от "московских попов", пересели на крутые иномарки. Что скажете?

Как и у любого социального института, у нас, конечно же, есть свои проблемы. Там, где есть человек, всегда есть проблема. Но для того, чтобы достичь уровня коррупции и финансовой поддержки Московского патриархата, нам "расти и расти". Поживем - увидим, как будут дальше развиваться события. Я отмечу, что наши священники, не в пример московским, зачастую работают на двух работах, чтобы прокормить семью. Так жить сможет далеко не каждый.

Есть информация, что среди украинских священников очень распространен антисемитизм. Это что, правда?

Я лично знаю двух наших священников-евреев. Так что, думаю, вопрос снят.

Сторонники РПЦ часто закидывают Киевскому патриархату, что у вас не работает институт монастырей, нет духовной, монашеской, молитвенной жизни.

Это не правда. В Украине достаточно наших монастырей, например в Киеве их только несколько. Но наши монахи не из средневековья - они помогают сиротам, переселенцам, это монахи-волонтеры, живущие в дне сегодняшнем. Монахи - это духовные воины. При этом нас интересует качество духовной жизни - жители торгового центра Лавры нас не интересуют. Там насельники иконных лавок торгуют пророссийской литературой, антиукраинскими амулетами и оберегами.

По поводу томоса об автокефалии чаще всего обсуждается три сценария: томос подпишут, вопрос отложат и третий вариант - вначале образуют Константинопольскую юрисдикцию, а затем позже дадут автокефалию. Ваш прогноз, как будут дальше развиваться события?

Давать прогнозы дело неблагодарное. Параллельно должен решаться вопрос о недействительности политической анафемы, наложенной Московским патриархатом. Затем, как я думаю, должен пройти собор, на котором выберут главу Украинской поместной церкви.

Что касается Константинопольской юрисдикции, то я не думаю, что это будет решением в сложившейся ситуации. Это появление новой юрисдикции только усилит разобщенность в украинском обществе.

Все православные церкви, в свое время, проходили евхаристическую изоляцию, период становления (у той же РПЦ этот период длился 141 год), и это нормально. Мы тоже потерпим, но у нас не будет этой шизофрении, когда якобы украинские священники благословляют оккупантов Украины.

А вообще, по поводу поместной церкви давайте не будем заглядывать так далеко. У нас может появиться масса проблем на этапе выбора нового предстоятеля. Единственным достойным кандидатом, как я считаю, является нынешний патриарх Филарет, но российская пропаганда потратила не один год и не один миллион долларов для того, чтобы демонизировать его личность. Нужно учесть то, что нет человека, который бы сделал хоть маленькую толику того, что сделал патриарх Филарет для появления в Украине поместной православной церкви.

Что будет дальше с церквями и монастырями Московского патриархата, если нам дадут автокефалию?

Я не знаю ни одного священника Киевского патриархата, призывающего громить храмы УПЦ МП. Я за исключительно мирное решение этого конфликта. Несмотря на то, что наши храмы, в свое время, и грабили, и поджигали, и оскверняли. Украинским священникам часто угрожали расправой. Вы знаете наших священников, призывающих захватить Москву? А я российских, призывающих захватить Киев, знаю, и не одного.

Да, сейчас все поменялось, но я не могу отвечать за все эти противоправные действия активистов. Я всегда говорю - у нас мирный статус, мы молимся на своем языке и нам не нужно чужих храмов.

Дело в том, что не все общины МП являются собственниками своих храмов. Путем создания юридических казусов, например, Одесская епархия вынудила общину переписать свои храмы в собственность епархии, и теперь община не имеет права решать будущее своего храма. Насколько это законно, покажет в будущем. На первом этапе будет просто справедливо переименовать УПЦ (МП) в РПЦ в Украине. Это будет честно и справедливо. И я всегда говорил, что за церковь голосуют ногами: когда на вывеске будет правда - прихожанин сам будет решать, в какую церковь ему зайти. Наше дело говорить "всякую правду", это слова Евангелия.

Досье USIonline: Отец Александр Филиппов родом из Сибири, бывший военный. Почти 20 лет назад переехал в Украину, окончил духовную семинарию и стал священником Украинской православной церкви Киевского патриархата. Отец троих детей, старший сын - морской пехотинец, участник боевых действий. Отец Александр также известный в прошлом блогер; на его страницу pankapellan в "Живом журнале" были подписаны тысячи человек, но ее пришлось удалить, так как она бесконечно блокировалась новым владельцем ЖЖ. Он получил образование психолога, больше 10 лет прослужил в часовне при областном центре профилактики и борьбы со СПИДом. Отец Александр работает преподавателем в МАУП, ездил на Донбасс в качестве капеллана ВСУ, продолжает собирать и передавать помощь украинским солдатам и переселенцам. Сейчас строит Покровскую церковь на поселке Котовского, где недавно уже освятили кресты.

Одесский священник-волонтер УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП

Одесский священник-волонтер УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП

Одесский священник-волонтер УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП

Одесский священник-волонтер УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП

Одесский священник-волонтер УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх