Леонидас Кавакос: о Стравинском, Страдивари и Платоне
Он входит в избранный круг лучших скрипачей планеты. Греческий музыкант Леонидас Кавакос знаменит особым объемным звучанием и безупречной техникой. Недавно он поразил слушателей филармонии Люксембурга своим исполнением скрипичного концерта Игоря Стравинского.
Леонидас Кавакос, скрипач: "Звучание первого аккорда полностью отражает чувство юмора, саркастичность, ироничность Стравинского, его любовь к таким вот музыкальным головоломкам".
Действительно, сам Стравинский называл сложнейший аккорд, повторяющийся в каждой части произведения и растянутый на две с половиной октавы, "пропуском в свой концерт".
Леонидас Кавакос, скрипач: "Мне нравится, как Стравинский в этой работе опережает свое время, и при этом черпает энергию и вдохновение в прошлом".
Густаво Химено, музыкальный директор филармонического оркестра Люксембурга: "Концерт отражает личность Стравинского: эти звуковые оттенки, гармония, растущее напряжение, желание узнать границы возможного... В этом он сам, целиком".
Леонидас Кавакос, скрипач: "Чем чаще играешь этот концерт, тем ближе подходишь к понимаю его сути. Хотя нет, так говорить не следует. Я уверен, что если вновь возьмусь за концерт через пять лет, подумаю: "Боже, как далеко раньше я был от его сердцевины! А теперь вот становлюсь ближе...." И это ощущение будет повторяться всегда. Я каждый раз поражаюсь мудрости и гениальности этой партитуры".
В руках музыканта - драгоценный Страдивари, инструмент, который он впервые увидел 20 лет назад и по воле случая приобрел в прошлом году. По словам Кавакоса, эта скрипка расцветила его исполнительскую манеру.
Леонидас Кавакос, скрипач: "Когда ты находишь то, что полностью тебе подходит, когда получаешь искомое, это становится огромным источником знаний, силы и вдохновения. У этого инструмента очень мощно проявленное "я", он таит такие богатства, что порождает в исполнителе целый сонм новых идей.... С этой скрипкой ты слышишь в музыке то, чего никогда не слышал прежде".
Леонидас Кавакос - настоящий грек, по ходу разговора он привычно обращается к древним философам своей родины.
Леонидас Кавакос, скрипач: "Когда я читаю первый диалог Платона, "Ион", в котором говорится, что нам следует в большей степени интересоваться духовной стороной поэзии и поэтов нежели словами, то понимаю: это в точности то, что мы делаем, когда играем музыкальное произведение или разбираем его. Мы ведь не просто воспроизводим ноты, но стремимся понять, что стоит за ними".