Об атаках
В эти дни мир столкнулся с ужасной новой трагедией. На этот раз теракты в Париже. Вместе со многими друзьями мы скорбим по их жертвам и сопереживаем Франции. Страшная и горькая реальность.
Вместе с этим, я задумываюсь о послании, которое несут эти акции. В чем мы сами виноваты, за что расплачиваемся? Какая энергия движет этими терактами? Каким образом мир сделал жизнь этих людей настолько невыносимой, что они готовы приносить свои жизни в жертву? Причем таких людей становится все больше. Подавляющее большинство сообщений и выступлений сегодня - в поддержку пострадавших европейцев. Сейчас всем жаль французов и страшно за собственное будущее - это понятно. Мало кто сегодня задумывается о другой стороне конфликта. Однако она существует и страдает ничуть не меньше!
Сегодня я читаю сообщения о бешеных псах из глубокого средневековья, о дикарях с красного уровня развития, о безумных животных и т. п. Меркель призывает стойко бороться за европейские ценности. Сторонники спиральной динамики оправдывают большую эволюционную ценность развитого западного общества. Некоторые известные одесситы удивляют своими комментариями в стиле "Господь с убийцами пусть поступит по канонам Ветхого Завета - око за око". Такое себе ветхозаветное отношение к защите европейских ценностей. Мне становится стыдно. Вспоминается горбачевское "нам нужен плюрализм и двух мнений здесь быть не может".
Во всем этом потоке меня пугает отсутствие видимого желания понять сообщение террористов, число которых последнее время растет катастрофически! Ведь уничтожить терроризм физически - задача невыполнимая, как невозможно насилием уничтожить обиды, озлобленность и ненависть. Судя по несдержанной реакции многих неглупых людей, подобные теракты будут и дальше продолжаться, пока противник не начнет ими восприниматься как субъект диалога. В каком-то смысле для Бога все мы дети. Вопрос не уничтожить друг друга, а согласовать наши интересы, что предполагает умение слушать и уважать мнение другой стороны.
На мой скромный взгляд в самом широком смысле послание восточных террористов относительно стабильно все последние десятилетия. Центральная тема напрямую связана с вопросом Бога и она постоянно озвучивается. Очень обще Запад им видится бездуховным, а Восток духовным. Запад - это мир потребления, Восток - мир вечных ценностей. Запад превозносит разум и волю, а Восток - чувства, смирение и душевный трепет. Только кто воспринимает эти различия всерьез? Можно и дальше продолжать над этим смеяться.
Все бы ничего, если бы не упорная экспансия либерализма, демократии, моральной относительности и прочих "западных" ценностей на Восток. Как будто просвещение может снизить силу подлинной веры и увеличить доверие! За примерами далеко ходить не нужно. На этой неделе украинский парламент буквально изнасиловали LGBT-поправками к трудовому кодексу, выставляя их на голосование только за день пять раз и шантажируя безвизовым режимом. Такая дружеская поддержка происходит не от большой симпатии, но в обмен на форсирование и принятие еще не прожитых и не понятых нашей страной ценностей (я поддерживаю эти поправки и разделяю европейский вектор для Украины, но сам процесс их принятия был сомнителен).
Современный терроризм - это отчасти ответ на воинствующее просвещение, на многие чуждые экспортируемые ценности. Запад активно навязывает миру образ своего ментально-цифрового сверхчеловека. Либерализм по определению - это превосходство человека и его желаний над Богом и чувствами. Радикальные силы Востока отвечают незатейливо - трепет (страх, боль или даже смерть) выше человеческого своеволия и любых рациональных умопостроений. Они побуждают циников чувствовать и молиться. У них это получается.
Что живое западная культура может предложить сегодня Востоку? Какую философию и ценности она несет? В двух словах можно вспомнить, что на Западе классическая традиция сменилась самолюбованием модернизма и далее циничностью постмодернизма. Европейская культура породила трех трупов: Бога похоронил Ницше, автора похоронил Барт, субъекта похоронил Фуко (немцы и французы). Запад оказался в лишенном внутренней жизни пространстве потребления и морального релятивизма, чуждом восточной ментальности. Образованные люди это знают, необразованные чувствуют. Даже если Ближний Восток остается пока на своем традиционном уровне развития, но там есть Бог, есть духовная жизнь и что-то священное. Америка же может предложить только очередные модерновые безделушки, а Европа - постмодерновую мертвечину, смешанную с нигилизмом и чрезмерной толерантностью. Конечно, этот набор сопровождается рождественской индейкой и дешевыми кредитами. Как следствие, немцы сейчас разбираются с беженцами, а французы с терактами.
Чтобы начать сегодня уважительный диалог с Востоком, Западу предстоит найти живого Бога на духовных руинах своей внутренней культуры. Тогда им самим станет понятно, за что готовы умирать смертники по ту сторону, если не убеждать себя, что они просто нелюди, которых нужно уничтожить, чтобы все легко наладилось. С очень широкой перспективы это проблема возрождения Бога на новом пост-метафизическом уровне, после постмодернизма, ответ на которую призван дать Естественный подход. Нам нужен живой Бог в душе, способный вобрать в себя и духовность и либерализм, и традицию и науку, и террористов и спасателей-миссионеров, благослови их Бог! Без этого проблема Восток-Запад упирается в конфликт между недоразвитыми и неверными. Известные мне религии, философии и даже интегральные попытки пока не справились с этой задачей. Израильтяне обозлились и тоже не справились. Так мне видится возможным подлинное соединение Востока и Запада, возобновление ценностного диалога, а не продавливание дискриминационных моделей вроде Спиральной динамики, объявляющих американскую историю стандартом развития для всего мира.
Франция сегодня расплачивается за наивность, некомпетентность и самоуверенность суперменов, которые верят в выпуклое без вогнутого, левое без правого, в фигуру без фона, в эволюцию без креационизма, в демократию без альтернатив, в исключительную ценность человека и право навязывать модель своего развития всей планете. Я осуждаю терроризм, но даже не представляю, сколько еще жертв понадобится, чтобы мы смогли признать, что Восток создан из несколько другого теста, не настолько легковерен, имеет другие ценности и противится бездумному западному вмешательству. Сегодня мне от этого очень грустно.
Я вспоминаю свой недавний доклад в Киеве и вижу его неизменную актуальность сегодня
http://www.integralportal.ru/Sustainability_value.pdf
Олег Линецкий