Наша Леди: интервью с Юлией Беляевой
Украинская художница Юлия Беляева - автор инсталляции Our Lady: 3D скульптур Cate Underwood для выставки «Украина в моде».
Для выставки художница @julia.beliaeva.art отсканировала модель Cate Underwood и создала три 3D скульптуры для виртуальной реальности. Одна из них напечатана для выставки. Проект стал продолжением фотосессии мартовского номера Vogue UA 2018. Как проходила работа, Юлия Беляева рассказала со-куратору выставки Татьяне Соловей.
О себе ты говоришь, что работаешь на стыке современного искусства и науки. Это как?
Мне нравится комбинировать разные технологии - я не просто создаю 3D объекты или виртуальную реальность. Все подчинено идее, ради которой я выбираю методы. И я не люблю пачкать руки (смеется). У меня классическое образование - живопись и рисунок - но в определенный момент я не увидела в этом направлении никакого развития для себя. Сложно после 3D вернуться в 2D графику.
Мы живем в эпоху, которую называют post-human: можно напечатать себе протез или внутренний орган, к примеру. Мы почти стали терминаторами.
Я немного пост-хьюман - у меня есть зубной имплант. Эта реальность очень увлекательна. Долгожители будущего будут вкладывать деньги в медицину такого уровня и смогут дожить хотя бы до 200 лет. В этом будет барьер классового разделения.
Они будут тратить не на бриллианты и автомобили, а новые почки?
К примеру - да. Мне нравится думать, что искусство - это кривое зеркало мира. Оно отражает современный мир, но не как летопись, а со стороны человека - его фобий или надежд.
Ты по сути работаешь с очень зрелищным медиумом - виртуальная реальность в гипермаркетах представлена как аттракцион.
Идея проекта для журнала как раз была в игре с этим аттракционом. Для меня виртуальная реальность - нечто из области сновидений. Никакие из современных медиа не дают такого эффекта погружения. Это сложно описать или зафиксировать.
Как возникло название Our Lady?
Этим летом я побывала в Карпатах. Меня восхищали каплычки со статуей Девы Марии - они были в каждом третьем дворе. В проекте для Vogue мы заигрывали с традиционными образами женщин - Оранты, Берегини (или Родины-Матери) и Нареченой (подсмотренной на одноименной картине Кричевского). Если смотреть на них с позиции поп-арта, они прочно вписаны в массовую культуру - как и образ Девы Марии. Здесь есть игра со словами «икона стиля». Меня восхищает стиль Кейт, и эту «иконистость» хотелось передать. К тому же, хотелось внедрить вдохновляющий посыл о том, что женщины сегодня сами могут решать, как им выглядеть. Не оглядываться на образы гипертрофированной целомудренности или добродетели из прошлого. Моя работа - о том, что женщина сама себя может канонизировать. Даже была идея сделать стилизованный алтарь для скульптуры. И мне нравится, что скульптура выставлена рядом с Лаврой - так между локацией и работой случился сюррелистический диалог.
Все эти смыслы хорошо сочетаются с главной шуткой в описании выставки на входе в экспозицию: «как Вог на душу положит», или «журналист от Вога».
Технологии - это новая религия. Человек в них верит, и они могут дарить чудо - исцеления, к примеру. И мне нравится, как они позволяют работать с историей. Намытки (традиционные головные уборы) в интерпретации в белом цвете для журнальной съемки получили продолжение в проекте виртуальной реальности.
Мы традицию пролонгировали в неопределенное будущее.
И без шароварщины! Тема намыток не сильно популяризирована. Их форма - сама по себе скульптура. И когда их видишь в белом цвете, понимаешь, как украинская традиция перекликается с другими культурами - той же голландской живописью.
Посетители говорили, что Кейт не очень похожа на себя в виде скульптуры. Есть ли цензура «фотошопа» в виртуальной реальности?
У меня есть альбом об истории фотографии в Vogue - от 1930-х до 2000. И на первых фото даже видны усики незафотошопленные у моделей. И через 70 лет - примеры, как Кейт Мосс «худили» на пленке, стирали лезвием. Я хотела отразить реальность. Убеждена, что каждый человек - уже произвеление искусства. Так что хотелось Кейт оставить Кейт. Конечно, стоит учитывать развитие технологии - пока она не позволяет добиться 100% реалистичности. И были грандиозные сомнения, как отразить пол. Я не взяла на себя миссию отрисовать гендер.