Национальное кино: используем ли мы опыт кинопрорыва Польши и Чехии?
В рамках дискуссии ко Дню арт-кино Европы, инициированной Международной конфедерацией артхаусных кинотеатров (CICAE - Art Cinema) и ассоциацией «Европа Синема» (Europa Cinemas), эксперт кинорынка Андрей Вокалюк проанализировал ситуацию на кинорынках европейских стран в сравнении с рынком украинским
Эксперт отметил, что доля отечественного кино в нашем прокате - 4.8%. По этому показателю Украина почти сравнялась с Австрией(5.7%) и Грузией (5.5%), но до лидеров Великобритании, Франции (37%) и тем более Турции (57%) нам все еще далеко. При этом в Великобритании из 10 картин топа, только две чисто Британские, остальные сняты в ко-продукции с США. В Германии, на первой позиции немецкая историческая картина о Гетте с кассовым сбором в 62.5млн$, а в Турции лучший голливудский релиз всего на 5й позиции.
По прорывам национального кино этого года, эксперты отмечают Литву, в которой все 5 лент национального производства оказались в топ-10. Сильна по своим позициям Чехия. Польша, «рвет» рынок уже лет пять. В ней национальные картины несколько лет занимают 1-2 места проката.
«Украинский кинорынок похож по своей структуре на польский, - отмечает эксперт - и соответственно опыт и методики развития Польского, Чершского, Словацкого национального кино, можно использовать и у нас. Во-первых, это развитые и независящие от одного органа системы поддержки нац. кино, во-вторых, они создали у себя европейские базы производства для Голливудского кино, что повлекло за собой профессионализацию сервисов, рост образовательного уровня, и через 5-7 лет рост собственного качественного кино. (Это к тому, что кеш-ребейт у нас до сих пор не работает, а при наших ценах, нам бы заманивать их сюда, учиться, и выводить наше кино на другой уровень, как это делают Поляки, снимая локальные триллеры, криминальные драмы и боевики до 2х млн евро, и активно выводя их на западный рынок. Например, только в Великобритании в этом году 5-7 польских релизов».
К сожалению, Украина такой гибкой госполитикой в сфере кино похвалиться не может. И в этой связи, позиция экспертов МRM пересекается с мнением европейских аналитиков (В EUReporter недавно был опубликован большой материал «Кинорынок Украины: динамика развития и «угроза советизации»!»), где авторы также отмечают, динамику украинского «кинопрорыва» с фатального падения в 2014м, до оптимистичных показателей в 2017м. Однако по мнению европейских экспертов, «Вызывает настороженность и попытка втягивания регламентирующих госструктур в процесс естественного формирования рынка. К примеру, в настоящий момент Государственный Антимонопольный Комитет Украины рассматривает очередную жалобу, в которой слабые показатели кинопродукции локальных кинопроизводителей противопоставляются зрительскому успеху проката американских кинокартин».
Т. е. в отличие от Чехов и Поляков, максимально использующих открытый рынок для стимулирования своей индустрии, в Украине предпринимаются активные попытки «центров принятия решений» уйти от рыночной механики и восстановить по-сути, советскую политику государственного вмешательства в культуру, и перевод ее в режим «ручного» управления.
Насколько АМКУ окажется далек от «кулуарных разборок» партхозактива, увидим ближайшее время. Профессиональный уровень и реформаторская комада, сменившая «Азаровскую бригаду», позволяет быть оптимистичным по части решений антимонопольщиков о пределах и формах государственного регулирования рынков и предотвращения коррупции.
Однако сам факт наличия подобных тенденций вызывает настороженность и опасения. Пойдем ли мы по Польскому и Чешскому пути, стимулируя рыночные механизмы развития индустрии, или вернемся к Советской практике «управления культурой», помноженной на коррупционный вирус постсоветского периода?