И 30 лет спустя
Идти на «Три мушкетера» в Крымский музыкальный театр было страшно. Страшно и любопытно: ну а как по сравнению с горячо любимым с детства фильмом будет вторично и скучно. Именно так недавно получилось с одним из спектаклей, который привез к нам в Крым Оренбургский театр: была явная калька с совершенно гениального советского фильма и характеров героев, и даже их сценической речи.
Но практически с первого до последнего акта мюзикл о королевской «росгвардии» был возвращением в детство, молодость и кристальную ясность бытия - начиная от легкости и внятности декораций и чистых цветов костюмов, где зло - красно-черное, а добро - белое, заканчивая чистыми нотами любимых песен, без усилия вытягиваемых артистами.
Работа над спектаклем, по словам режиссера-постановщика Владимир Косова, длилась три месяца. Три месяца известных всему бывшему СССР мелодий, постановки сценических боев и изобретения и шитья костюмов главным художником театра Златой Цирценс, которые сами - отдельное произведение искусства.
«Я не садилась все два акта. Костюм сложный, на обручах. Он величественный, но весит многовато, килограммов пять, наверное. В нем сразу преображаешься, стать появляется, он задает движение», - рассказывает исполнительница роли Анны Австрийской Юлия Денисенко.
Девочкам в «Трех мушкетерах и правда есть на что посмотреть! Костюмы можно разглядывать бесконечно, представляя себя то королевой, то Миледи, то скромной Констанцией, а то задорной аббатисой. Втайне от актеров хочется прошмыгнуть за кулисы и примерить все: от пышных платьев с блеском и бантами, до париков и практически аутентичных времени туфелек.
«Обувь шита на заказ», - добавляет Злата.
Мальчиков же, несомненно, привлечет сценическое фехтование.
«Я не так уж и много фехтую на сцене, но руки все поколоты. Главная опасность была на репетициях, пока не отработан трюк, чтобы не попасть в голову или глаз друг другу. Но наш балетмейстер Александр Гоцуленко работал с нами долго и как видите не напрасно», - говорит молодой актер, исполнитель роли Д Артаньяна Владислав Головин.
Он в жизни скромный и стеснительный, совсем молод. Таким и остается на сцене - искренним и еще не совсем взрослым - как и сам знаменитый гасконец!
«Звучали претензии от некоторых: почему у нас Миледи брюнетка, а Констанция - блондинка. Но мы шли не от цвета волос, а от характера актера, его типажа», - поясняет Владимир Косов и утверждает, что, несмотря на всю сложность длинного (почти три часа) спектакля, сложносочиненность костюмов, большое количество задействованных с нем людей (до шестидесяти человек без второго состава), самое главное было - всем уложится в короткие трехмесячные сроки до премьеры.
«Сложно актерам выучить вовремя слова, танцорам сдать танцы, в пошивочной изготовить костюмы... Самые сложное в театре - это сроки, которые никогда не выполняются, потому что мы люди творческие», - говорит он.
Но премьера состоялась, спектакль сдан, показан публике и займет достойное место в репертуаре Крымского музыкального. И не только потому, что исходный материал мюзикла блестящий - и тема, и музыка Максима Дунаевского, и пьеса Марка Розовского, и стихи Юрия Ряшенцева, но и потому, что потрудились все на славу - от режиссера до работников сцены, которым очень оперативно приходилось преображать, трансформировать декорации разбирать прямо во время спектакля.
Юность и молодость, задор, мелодичность, свет, цвет, точные образы, крылатые фразы, и большая шахматная игра, которую кардинал Ришелье начинает с Д Артаньяном с первых минут спектакля пройдет сквозь два акта мюзикла. Эта игра в добро и зло через все времена связывает поколения: идите на спектакль с детьми, пусть поймут, чем жили их родители, пусть находят что-то свое в идеальном мире Дюма, где любовь до гроба, где зло никогда не может быть двузначным, где друзья всегда один за всех, а все за одного и 20, и 30 лет спустя.