"Ее завербовали"? Легкоатлеты РФ, попавшие в допинговый скандал, подозревают свою коллегу в агентурных связях
Российские легкоатлетки Кристина Угарова и Татьяна Мязина, которых комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) рекомендовала Международной легкоатлетической федерации (IAAF) дисквалифицировать пожизненно, подают в суд на бывшую партнершу по сборной Юлию Степанову за, как они утверждают, клевету.
По словам Угаровой, к иску о защите чести и достоинства в ближайшее время планируют присоединиться и три другие фигурантки отчета WADA - олимпийская чемпионка 2012 года Мария Савинова (после замужества - Фарносова), медалистка Игр в Лондоне Екатерина Поистогова и Анастасия Баздырева.
"Мы встретимся с ними и с их юристами, будем обсуждать позицию. Коллективным иском лучше отстаивать свою позицию и больше процент успеха в этом случае. Все девочки согласны", - сказала Русской службе Би-би-си Кристина Угарова.
Свое решение спортсменки и их адвокаты объясняют тем, что Юлия Степанова (в девичестве - Русанова) была героиней фильма о допинге немецкого телеканала ARD, на основании которого комиссия WADA приняла соответствующие решения. По словам легкоатлеток, они не говорили, что употребляли допинг, а их слова в фильме были либо вырваны из контекста, либо искажены при переводе.
Степанова в феврале 2013 года была дисквалифицирована Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) на два года на основании "отклонений показаний крови в биологическом паспорте". Все результаты, достигнутые спортсменкой с марта 2011 года, включая "серебро" чемпионата России и "бронзу" первенства Европы, были аннулированы.
Федерация отстранила "без разбирательств"
Бронзовый призер Универсиады-2015 в беге на 1500 метров Угарова утверждает также, что в ВФЛА "боятся и сдают спортсменов", чтобы угодить IAAF и остаться на своих местах. Спортсменка настаивает на том, что их должны были выслушать, прежде чем отстранять даже от тренировок в составе сборной России.
"Нас сразу всех отстранили после выхода отчета [WADA]. Даже не разобравшись в этом, - сетует Кристина Угарова. - Когда вышел фильм, реакция всех, включая федерацию, была такой, что никто всерьез не воспринял такую информацию, и не думали, что до такого может дойти. А на самом деле это был рычаг, та ниточка, за которую можно было потянуть, чтобы всю нашу сборную отстранить от Олимпиады".
"Со мной федерация [ВФЛА] вообще никак не связывалась. Не было ни электронных писем о начале расследования, ни чего-либо другого", - сказала бегунья на 800 метров Татьяна Мязина.
"Наша федерация вообще безапелляционно, не проведя внутреннего разбирательства и даже не получив объяснений от спортсменов, приняла решение отстранить их от тренировок и дальнейшего участия в соревнованиях, - говорит адвокат легкоатлеток Александр Карабанов. - Я считаю, что федерация совершенно не защищала наших спортсменов, а преследовала какие-то свои бюрократические интересы".
Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков в ответ на просьбу корреспондента Би-би-си прокомментировать заявления о "сдаче спортсменов" со стороны ВФЛА сказал, что для этого при ОКР созданкомитет по реформированию легкой атлетики, который будет решать проблему с возможным отстранением российской сборной по легкой атлетике от Олимпиады-2016 в Рио. Президент ОКР Александр Жуков возлагает большие надежды на созданный комитет по реформированию российской легкой атлетики
Две блондинки за чашкой чая
"Русанова пригласила меня на чашечку чая, мы дружно беседовали, практически не поднимали тему спорта и допинга, - рассказывает Кристина Угарова на пресс-конференции в Москве. - Как две блондинки, например, говорили о всяких женских вещах, о рисунках на футболках друг друга, абсолютно нейтральные вещи. Был разговор про витамины, когда она пыталась меня разговорить. Я уже не помню, потому что это было год назад, но точно помню, что слов об употреблении чего-либо я не произносила. К сожалению, оказалось, что многие слова были вырваны из контекста или был дан неправильный перевод. Мы будем доказывать это правовыми методами, а не так, как это сделали наши бывшие коллеги".
"О каких именно витаминах шла речь?" - уточняю у спортсменки.
"Есть незапрещенные препараты, которые выдаются на сборе. Официально выдаются докторами. Какие-то аминокислоты, какие-то витамины - целый курс нам дается, и вот про этот курс был разговор", - ответила Угарова.
"На пленке, во-первых, идет перевод якобы слов Кристины, после чего существует закадровый текст, то есть некоторая говорящая голова расшифровывает это так, как она понимает текст - добавляет Иван Мельников из коллегии адвокатов "Карабанов и партнеры". - Кристина якобы говорит, что ей был назначен курс, а говорящая голова расшифровывает, что этот курс - допинг. Это все домыслы".
По словам Кристины Угаровой, после выхода фильма она пыталась связаться с Юлией Степановой, но телефоны партнерши по команде были отключены.
"Конечно, она давно это продумывала. Мне, в первую очередь, когда я узнала, стало жалко ее. По-человечески стало жалко, потому что не знаю, как можно было на такое решиться и подставить страну", - говорит Угарова.
Степановых записали в "агенты"
Первоначальный иск легкоатлеток будет подан к Степановой, которая является "основным источником информации", на основании которой их могут дисквалифицировать. Кроме того, их адвокаты намерены в ближайшее время направить иск о защите чести и достоинства и к телеканалу ARD, который, по их словам, должен был предусмотреть то, что данная информация может дискредитировать отдельных спортсменов.
"Мы уже стали жертвами этой ситуации, - говорит Кристина Угарова. - Даже наши партнеры по команде обвиняют нас в том, что они теперь из-за нас не могут выступать [в соревнованиях]. Но это ошибочное утверждение, потому что на нашем месте мог оказаться любой спортсмен. Стороне, которая нас обвиняла, было не так важно, кто будет участником. Им важно было набрать как можно больше людей, каким-то боком причастных, по каким-то слухам, и без доказательств "применял - не применял" потребовать сразу отстранить пожизненно. Не давая нам даже шанса оправдаться".
16 ноября российский депутат Игорь Ананских, член комитета Госдумы по физкультуре и спорту, заявил, что бегунья Юлия Степанова и ее муж Виталий Степанов, ранее работавший в Российском антидопинговом агентстве (РУСАДА), якобы попросили политического убежища в Канаде. Однако подтверждений этой информации из других источников до сих пор нет.
Впрочем, это не мешает как политикам, так и спортсменам вместе с их адвокатами считать предположительную просьбу об убежище "доказательством спланированной акции" со стороны супругов Степановых. А Кристина Угарова и вовсе предположила, что они являются "завербованными агентами".
"Русанова пришла в спорт еще будучи студенткой, мы очень давно знакомы. После того, как ее дисквалифицировали, скорее всего, появилась обозленность на всех, затаенная внутри обида. Ее мужа, который работал в РУСАДА, тоже уволили. Еще у Степанова есть друзья в Америке, он ездил туда, и у нас возникают подозрения, что они могут быть завербованными агентами. Она была адекватным человеком, своего рода патриоткой. И вот, в один момент она взяла и подставила страну и подставила всех. Возможно, чье-то влияние извне", - заявила Угарова. Главным достижением Юлии Степановой (в девичестве - Русановой) была бронзовая медаль чемпионата Европы 2011 года в Париже, но после дисквалификации ее лишили награды
18 ноября Басманный суд Москвы отложил слушания по иску Всероссийской федерации легкой атлетики к телеканалу ARD в связи с неявкой ответчиков. Помимо ARD, ответчиками по делу выступают автор документального фильма про допинг в российском спорте Ханс-Йоахим Зеппельт, а также Юлия и Виталий Степановы.
Отдельный иск о защите репутации к авторам фильма подавал и бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев. Однако во вторник Самарский областной суд признал законным отказ в удовлетворении иска.
Победа в марафоне и ящик "Кока-Колы"
15 ноября Угаров выиграл марафон в Японии, после чего исполняющий обязанности президента ВФЛА Вадим Зеличенок заявил, что спортсмен будет дисквалифицирован на срок от двух до четырех лет за нарушение запрета. Однако Виктор Угаров утверждает, что был не в курсе решения, вынесенного вечером 13 ноября относительно всех российских легкоатлетов. Кроме того, он не числится в базах данных ВФЛА и в настоящий момент считается любителем.
Как рассказал Угаров Би-би-си, его пригласили принять участие в марафоне через администрацию Иркутска, и он отправился в японскую Канадзаву в составе делегации города вместе с представителем городской администрации, врачом, тренером и еще одним спортсменом.
"У нас была насыщенная программа, каждый день был расписан. Я не знал ни о чем. Там еще большая разница во времени с Москвой и Европой. Единственный вопрос, который нам задали организаторы перед стартом: вы в составе сборной России? На что мы ответили "Нет", потому что я не вхожу в состав. И мы побежали", - объясняет Виктор Угаров.
"Организаторами были предусмотрены только призы от спонсоров - дорожная сумка, ящик "Кока-Колы", часы и приглашение на следующий марафон. Но в положении прописано, что это все выдадут не ранее декабря, то есть у меня на руках только медаль, грамота и кубок", - рассказал Угаров.
В пятницу на сайте ВФЛА появился комментарий генсека федерации Михаила