Самые влиятельные художники 2018 года
Арт-платформа Artsy в конце года опубликовала список 20 самых влиятельных художников 2018 года. Vogue.ua выбрал пять имен, о которых говорили в этом году больше всего.
Дэвид Хокни - один из самых ярких представителей поп-арта, национальное достояние Великобритании и один из самых влиятельных художников 20 века. Его работы находятся в коллекциях Tate Modern, Метрополитен-музея, Центра Помпиду и MoMa.
Недавно Дэвид Хокни превзошел Джеффа Кунса, став самым дорогим из ныне живущих художников, после того, как его знаменитый «Бассейн с двумя фигурами» (1972) был продан на Christie's в ноябре прошлого года за 90,3 миллиона долларов США. Картина представляет два самых знаменитых жанра Хокни: его бассейны Калифорнии, которые он начал писать в 70-е, и его так называемые двойные портреты. Многие работы художника выполнены с почти фотографической реалистичностью.
В этом году Хокни исполнился 81 год. Он продолжает настойчиво исследовать новые формы -например, создал серию картин, сделанных на iPhone. Также работы Хокни этой весной были выставлены в нью-йоркской галерее Pace, и в Музее искусств округа Лос-Анджелес.
Вольфганг Тильманс - один из главных фотографов современности. Война, беженцы, однополая любовь - непростые темы в его объективе становятся искусством. Иногда он изображает вещи, которые могут показаться обыденными - сорняк, который растет между двумя булыжниками, пара мужчин, разглядывающих волну, но Тильмансу удается передать сущность простых моментов, сделав их по-настоящему пронзительными.
В 2018 году у Тильманса было несколько крупных проектов: в новой азиатской галерее Дэвида Цвирнера в Гонконге, в Музее современного искусства и мультимедиа в Киншасе, Демократическая Республика Конго ( это была его первая выставка в Африке). Он также получил одну из самых престижных немецких премий в области искусства Goslar Award for Modern Art, выпустил EP с электронным музыкантом Powell (Тильманс - опытный ди-джей) и сделал большую персональную выставку в нью-йоркском пространстве Цвирнера.
Кроме этого, Тильманс выступает как художник: он разработал декорации для "Реквиема" Бенджамина Бриттена в Английской национальной опере в Лондоне, для празднования столетия перемирия. Кроме того, фотограф - один из самых откровенных европейских критиков Brexit. В этом году он выпустил книгу What Is Different? - сборник интервью с журналистами, политиками и учеными. В Музее современного искусства Нью-Йорка в 2021 году пройдет персональная выставка Тильманса.
Керри Джеймс Маршалл знаменит благодаря своим работам, посвященным Африке. Его творчество ставит под сомнение социальные представления о красоте, вкусе и силе. Художник работает преимущественно в области исторической живописи. Он участник различных международных выставок, в том числе documenta Х (1997) и documenta 12 (2007) в немецком городе Кассель, Венецианской биеннале.
После звездной ретроспективы в MCA Chicago, Met Breuer и MOCA Los Angeles в 2016-2017 годах, Маршалл продолжил свое восхождение к статусу одного из самых влиятельных художников, живущих сегодня. В этом году он стал самым дорогим афроамериканским художником: в начале 2018 года его картина Past Times (1997) была продана на Sotheby's за 21,1 миллиона долларов, побив его предыдущий рекорд в 5 миллионов.
В 2018 году Маршалл установил свою первую публичную скульптуру. Это пара сложенных кирпичных цилиндров в Де-Мойне, штат Айова: они воздают должное 12 афро-американским юристам, основавшим Национальную ассоциацию адвокатов в Де-Мойне в 1925 году после того, как им было отказано в членстве в американской Коллегии адвокатов.
Адриан Пайпер - концептуальный художник и доктор философских наук Гарвардского университета. Ее работы посвящены проблемам гендера, расизма и ксенофобии.
В этом году Пайпер стала первой ныне живущей художницей в истории нью-йоркского Музея современного искусства, получившей весь шестой этаж для ретроспективы. В экспозицию вошли ее самые известные работы, в том числе документация перфоманса 1975 года Mythic Being (I Embody Everything You Most Hate and Fear) (1975), когда художница, переодетая в мужчину в парике-афро, очках и с накладными усами, имитировала стереотипное поведение чернокожего мачо. В этом перформансе она проживала ситуации из собственной жизни, но как бы в другом гендере.
Брюс Науман - не только художник, но и физик, поэтому одним из первых, еще в 1960-х, начал использовать в своих работах материалы, на первый взгляд совсем не художественные, - например, неон. Неоновые надписи возле студии художника в Сан-Франциско, которая находилась на месте заброшенного продуктового магазина, прохожие воспринимали как рекламу местных товаров и услуг - яркую, сверкающую, броскую. Эта визуальная иллюзия приводила в восторг Наумана. Надписи - одна из самых известных, к примеру, звучит как The true artist helps the world by revealing mystic truths («Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины») - были философскими, а воспринимались по-бытовому: вечная двойственность искусства.
Большая ретроспектива художника прошла в этом году в MoMA в Нью-Йорке. Как сказала Кэти Халбрайх, ведущий куратор выставки, «Если вы интересуетесь языком, вы не можете избежать Брюса; если вы заинтересованы в видео - вы тоже должны знать Брюса. Брюс знал о перформансе еще до того, как мы об этом узнали. Если вы заинтересованы в какой-либо новой технологии, он уже давно ее использовал».
По материалам Artsy.net.