Эко-керамика с душой: одесситка делает авторскую глиняную и фарфоровую посуду
Что такое штампованная кухонная посуда, тысячами экземпляров выходящая с конвейера и лишенная всякой индивидуальности, по сравнению со сделанной вручную? Разница налицо - в первой есть плюс в виде доступной цены, а во второй - эксклюзивность и частичка тепла автора, сотворившего маленькое чудо. Именно таким волшебством создания авторской кухонной утвари занимается одесситка Яная Обуховская. "Думская" побывала в мастерской керамиста-самоучки и увидела как из брикета глины рождается изысканная посуда.
Как и большинство людей, которые занимаются хенд-мейдом, Яная - весьма неординарный человек. Уже с порога ее дома понятно, что здесь живут творческие люди - посреди гостиной стоит стилизованная печь-камин в украинском стиле, а на кухне красуются отреставрированные и расписанные вручную деревянные стулья.
В хенд-мейде Яная не первый год. Создавать что-то руками ее научили родители - мама много вязала, а папа увлекался резьбой по дереву. Однажды он даже смастерил табуретку в виде пачки сигарет. А вот дочка, к слову филолог по образованию, долгое время увлекалась созданием бижутерии и даже сама делала бусины и цветы из токсичной эпоксидной смолы. Когда Яная с семьей переехала в загородный дом - поближе к природе, решила бросить вредное увлечение. Однако душа все равно требовала творчества и супруг, наблюдая терзания жены, предложил освоить новое дело.
"На фоне нереализованности я даже заболела. Но потом муж купил мне муфельную печь для обжига и я начала осваивать мастерство керамиста", - говорит Яная.
Процесс создания керамической посуды состоит из нескольких этапов. Один из них - добыча, просеивание и подготовка глины - у современного керамиста опущен. Готовую глину можно заказать на глиняном заводе, которых в Украине целых два. Глиняной массе мастер руками придает необходимую форму - будь то тарелка, чашка или декоративная фигурка. После отминки, экспонат ставят в укромное место и забывают о нем на несколько дней.
Важно, чтобы фигурка полностью высохла, иначе в печи она может взорваться. Просохшая утварь отправляется в печь, где при температуре 980 градусов достигает состояния "бисквита" - покрывается мелкими порами, но при этом остается прочной. В таком состоянии изделие удобно покрывать специальной глазурью (меленое стекло с водой и добавками, а цветные глазури - плюс оксиды различных металлов), так как она глубоко входит в поры.
Затем его снова ставят в печь, где поры уже закрываются и изделие становится одним целым с глазурью. Весь процесс занимает от четырех до семи дней.
"Керамисты любят медленную сушку, и вообще, керамика учит выдержке. Чуть поспешишь - она тебя сразу ставит на место", - говорит Яная.
Если все этапы соблюдены точно, то на выходе получается полноценный предмет кухонной утвари. Однако бывают и промахи - посуда покрывается трещинами, взрывается, теряет форму или меняет цвет. Яная прошла тернистый путь проб и ошибок, не раз махала на все рукой со словами "это не мое", пока в конечном итоге не достала из печи идеальный экспонат, который вселил в нее надежду.
И тогда Яная начала творить в своей мини-студии, которую назвала "Домик у озера", так как дом семейства и вправду соседствует с озером. Первыми на свет появились мятые тарелки, потом - чашки, блюда, подсвечники, сахарницы и разнообразные вазочки. Уже через два месяца она выставила свои работы на одесской ярмарке "Гешефт" и убедилась, что они вызывают интерес у покупателей.
"Сейчас я получаю огромное удовольствие от процесса, плюс воодушевляет отдача от людей. Это уникальный и магический процесс", - говорит мастер.
Со временем, к производству посуды подключился супруг, а затем и родители Янаи. Сегодня в студии уже сформировалось несколько фирменных линеек - фарфоровая линейка с массой направлений, глиняная линейка с наивными рисунками, линейка "деревенский шик" с оттисками растений и молоченая линейка.
Молоченую посуду глазируют изнутри, а снаружи окунают в коровье молоко и запекают при температуре 250-400 градусов. Готовые работы Яная покрывает смесью пчелиного воска, льняного и оливкового масла. Эта линейка единственная, которую нельзя мыть в посудомоечной машине.
В планах - запуск линии фарфоровых украшений с наклейками "деколь", которые после обжига полностью сливаются с поверхностью. В качестве самих изображений Яная хочет наносить первые детские рисунки своих детей и детей заказчиков.
"В Украине мало кто работает с фарфором, потому что это очень капризная субстанция, он выдает много брака на разных этапах. Но у меня подходящая для фарфора печь и я надеюсь минимизировать процент брака", - говорит девушка.
Но даже несмотря на такие трудности, говорит Яная, процесс стоит того, чтобы в итоге получить заветное изделие из невесомого фарфора. Такая посуда обладает энергетикой спокойствия и мира, а на ощупь похожа на пломбир.
"Хочется вывести людей к тому, чтобы они покупали посуду для себя. Ведь посуда ручной работы - это совсем другое ощущение трапезы. Это уже ритуал!", - говорит мастер.
Кроме того, такая кухонная утварь более прочная и на ней почти не остается чайно-кофейного налета. Кроме того, эту посуду не просто можно, но и нужно использовать детям, говорит Яная, ведь она сделана из экологически чистых материалов.
А недавно Яная запустила новую линейку посуды с добрыми пожеланиями. Мастер твердо уверена, что такая визуализация мыслей и желаний значительно увеличивает шанс их осуществления.
Автор Надежда Маркевич