СМИ: Facebook годами позволяла детям тратить деньги на игры в соцсети и намеренно не вводила меры безопасности
В период с 2010-го по 2014 год Facebook осознанно не внедряла в свою социальную сеть меры, не позволяющие детям тратить родительские деньги без спроса. Об этом рассказали сотрудники журналистской платформы Reveal в опубликованной вчера статье.
Авторы расследования подали коллективный иск на Facebok. По требованию журналистов компания была вынуждена открыть доступ к 135 страницам внутренних документов - памяткам, электронным письмам и так далее. Из них следует, что на своей площадке компания намеренно отказывала родителям в возврате средств и поощряла неконтролируемые траты.
С 2010-го по 2014 год в Facebook росло количество запросов на возврат средств. Родители жаловались, что дети совершают платежи без их ведома, порой даже не подозревая, что переводят настоящую валюту. По данным исследования компании, с октября 2010-го по январь 2011-го социальная сеть заработала на несовершеннолетних 3.6 миллиона долларов.
Ninja Saga была одной из рекордсменок по числу родительских «рефандов».
Facebook не рекомендовала сотрудникам возвращать деньги - вместо этого недовольным дарили внутриигровые предметы. Как объяснил один из работников компании, Facebook поступала так потому, что «виртуальные товары не имеют ценности».
Некоторые родители запрашивали возвратный платеж (chargeback) - в таком случае деньги требует непосредственно компания, выпустившая кредитную карту, с которой списали деньги. Согласно статистике Facebook, более 9 % средств, которые потратили дети, впоследствии были возвращены именно таким образом. При этом средний показатель «чарджбэков» у компаний куда ниже - 0.5 %. Федеральная торговая комиссия США указывает уже 2 % возвратов через банк как повод для подозрений в сомнительных бизнес-практиках.
Как рассказала сотрудница Facebook Тара Стюарт (Tara Stewart), она и ее коллеги составили список игр, с которыми связано большинство случаев чарджбэка, и придумали решение, не дающее детям делать покупки без разрешения. Предметы в играх можно было приобретать без какого-либо подтверждения, Стюарт же предложила систему, при которой нужно было вводить первые шесть цифр из номера кредитки. Однако боссы предпочли сосредоточиться на «максимизации прибыли» и посоветовали не предотвращать «дружелюбное мошенничество».
В Angry Birds для Facebook число запросов на возрат от родителей достигало 93 %.
Facebook не только откупалась от родителей внутриигровыми предметами - также она создала систему, автоматически оспаривающую чарджбэки. В документах, к которым получили доступ журналисты, не уточняется, оказалась ли эта система эффективной.
В 2014 году Управление добросовестной конкуренции ужесточило контроль за микроплатежами, и Facebook умерила аппетиты. В связи с иском Reveal компания заверила, что сотрудничает с родителями и экспертами, чтобы «помочь семьям в исследовании Facebook». В 2016-м хозяева соцсети выделили дополнительные ресурсы на рассмотрение запросов, имеющих отношение к несовершеннолетним.