Страшный СССР в запрещенном фильме
Недавно читатели прислали мне ссылку на совершенно потрясающий советский документальный фильм, которого я раньше не видел. Кино называется "Наша мама - герой", оно было снято в 1979 году, но тут же попало так сказать "на полки" - было запрещено к показу "компетентными органами". Попала в показ лента только спустя десять лет, в 1989 году - в зените Перестройки.
Что же это за фильм и почему его запрещали? Фильм "Наша мама - герой" был снят классиком советской документалистики Николаем Обуховичем и рассказывает о женщине-ткачихе, которая работает на камвольных станках и многократно перевыполняет нормы - собственно, именно такой образ женщины, которая готова расшибить себя в лепешку ради государства, и пропагандировался в СССР.
Николай Обухович решил подойти к созданию фильма творчески и нестандартно - он показывает то, как на самом деле живет в СССР та самая героиня, как выглядит ее квартира и то, как она ведет себя дома. В ленте запечатлен убогий совок во всей его красе - несчастная ткачиха почти не бывает дома, ее муж и сын живут в убогой крошечной хрущевке и едят на кухне рыбу с газеты, а приходя домой, женщина снимает сапоги с опухших ног и плачет в коридоре...
Итак, в сегодняшнем посте - рассказ о страшном СССР, который был ненамеренно показан в запрещенном фильме о советской героине. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)
02. Сперва покажу вам, как именно запрещали фильм, а потом уже приступим к его обзору. В предисловии к фильму показана правительственная телеграмма, при помощи которой кино было запрещено. Вот такой текст она содержит:
"Ивановский обком КПСС категорически возражает против выпуска на экраны фильма Ленкинохроники "Наша мама - герой", посвященного герою социалистического труда, депутату Верховного Совета РСФСР, члену ЦК ВЛКСМ, члену бюро Обкома КПСС ткачихе Ивановского камвольного комбината В.Н. Голубевой. Фильм примитивно, в искаженном свете, нарочито обедненно показывает облик героини, создает неправильное представление об общественной, семейной, духовной жизни людей, совершающих трудовой подвиг. Точку зрения обкома КПСС разделяет министерство текстильной промышленности РСФСР и его министр товарищ Баранов. Секретарь Ивановского Обкомпарта В Клюев."
Ну то есть вы поняли? Быт "совершающих трудовой подвиг" людей нужно показывать как-то иначе, но не так, как он выглядит на самом деле. Как-то более лучше, более возвышенно и духовно, видимо. Недоработка на местах вышла.
03. Следующими кадрами после телеграммы с рассуждениями о духовной жизни советских людей показан муж героини, который в убогом и грязном дворе выбивает ковер. На этот трудовой подвиг его сподвигло, судя по всему, осутствие в семье героини нормального пылесоса - которые в тех же США были чуть ли не в каждой семье начиная с 1930-х годов.
Вообще семья живет очень бедно и убого - что хорошо запечатлено в кино и о чем я вам расскажу ниже.
04. Не знаю, сколько комнат в квартире героини Голубевой, но ее ребенок (которых в семье два) делает уроки на кухне, на застеленном липкой клеенкой кухонном столе и поглядывая на электрический чайник, стоящий на подоконнике. Не исключено, что комната в квартире вообще одна, в которой советская героиня живет с мужем и двумя детьми.
05. Кадры убогого совкового быта в фильме перемешаны с кадрами советского официоза. Вот Валентина выступает на каком-то собрании коллектива. Наверное, рассказывает о важности трудовых подвигов и свершений и о своем тернистом пути, по которому она пришла к славе.
06. Здоровый коллектив в едином порывы аплодирует, выражаясь языком Андрея Платонова - "всячески приветствует такой энтузиазм труда".
07. А режиссер тем временем продолжает показывать быт героини. Микроскопическая прихожая, своими размерами напоминающая коробку из-под холодильника. Слева входная дверь в квартиру, справа - двери в комнату и кухню, а прямо - ванная, в которой один из сыновей Валентины чистит зубы. В ванной висят какие-то тряпки и дешевая полиэтиленовая штора, сделанная из пленки для парников.
08. А вот и завтрак семьи, которая осталась без мамы - мама тратит все свои силы на производство. Семья героини Голубевой питается вареными яйцами с хлебом, а также есть еще несколько бутылок с молоком или кефиром.
09. В следующем кадре можно увидеть гору пустых бутылок от каких-то газированных напитков либо пива. Кстати, обратите внимание на то, какой убогой является сама эта совдеповская кухонька - собственно, она вся и попала в этот кадр, снятый оператором от входной двери (слева в кадр попал дверной косяк). По площади это помещение метров 5 квадратных (если не меньше), с маленькой плитой на 2 конфорки (три ручки, центральная для духовки). Еще в кухне есть два стола и какой-то эмалированный тазик.
Все остальное свободное пространство кухни занимают муж и сын героини.
10. А режиссер тем временем снова показывает производство. Вот Голубеву чествуют за то, что она выполнила пятилетку в два дня два года. Кстати, в Совдепии не говорили, что в нормальной экономической системе перепроизвосдтво - это далеко не всегда хорошо, и заставляли людей вырабатывать огромное количество того и этого, отдавая на работе жизнь и здоровье.
11. Передовики и передовички производства приветствуют своего главного героя, муж и сын которой в это время всухомятку точат хлеб с кефиром.
12. И вот снова дом - развлечения детей героини. Наверное, самое интересное, что есть у них из игрушек - это вот эта игра "За рулем" (которая кстати была содрана в СССР у западных аналогов). Обратите внимание на то, в каких условиях играют дети - отдельной детской у них нет, в кадре судя по всему либо общая гостиная с раскладным диваном-кроватью, либо вообще единственная в квартире комната (я больше склоняюсь к этому варианту).
13. Еще одно развлечение детей - рисование. В кадр попадает картина того, как один из мальчишек видит свою семью. Мама нарисована огромной, с гигантской звездой героя на груди. Слева не брат, как можно было подумать, а отец (что понятно из комментариев в фильме). Отец очень маленький и занимает, судя по всему, незначительное место в семейной жизни - все вращается вокруг мамы и ее награды.
14. Дальше показывают поездку Валентины за рубеж - за отличные трудовые подвиги Валентину премировали поездкой в какую-то капстрану, где она (видимо по той самой советской духовности, которой так не хватило в фильме Ивановскому Обкому партии) тут же покупает нормальное пальто, меховую шапку и сапоги, в которых гордо расхаживает перед камерой:
15. А следующими кадрами под ту же бравурную музыку показывают и родину Валентины, которая ждет домой свою героиню. Родина слышит, Родина знает! На Родине Валентины ее портрет везут куда-то лошадью на телеге через весь город. Да, это та самая передовая космическая держава, смотри не перепутай.
16. После провоза на телеге портрет водружают на какой-то стенд на фоне серых бесплатных хрущевок.
17. Затем показаны серые и грязные дворы, единственной яркой вещью в которых является оранжевый "москвич", который Валентине "дали бесплатно" за ее героические подвиги. До зрителя доносятся обрывки разговоров мужиков, которые обсуждают единственную яркую вещь среди окружающей грязи и убожества - "Наша промышленность все выпускает. Только надо пользоваться хорошо!". "Вот вырастешь, будешь трудиться так же, как эта женщина - и ты тоже получишь машину. И покупать не надо будет!".
Завершается этот эпизод показом серого неба с каркающей вороньей стаей.
18. Дальше показан ужин семьи - в гости к папаше пришел какой-то сосед, и они едят сухой черный хлеб с дешевыми рыбными консервами и вареной картошкой на газете. До зрителя долетают обрывки слов заплетающегося языка соседа - "наука идет вперед, все совершенствуется, все автоматика!".
19. Под такие разговоры мужики накатывают по чарочке и курят какой-то дешевый "Беломор".
19. Потом немного показан сам город - несмотря на то, что семье подарили "бесплатную" машину, отец с сыном продолжают ездить в переполненном общественном транспорте - оператор снимает бесконечные бурые и черные согнутые спины, залезающие в автобус.
20. А затем показан какой-то городской праздник, типа Масленицы. Как же его праздновали в СССР - может быть, там были какие-то ярмарки с фонариками, подарками, уличной едой? Нет - посреди площади стоит толпа:
21. А какая-то хабалистого вида снегурка в китайском кокошнике противным голосом командует - "так, по моей команде вот эти зрители начнут кричать "барыня, барыня, сударыня барыня. Хлопаем все громче! А ребята и девушки танцуют!".
22. Приближаются финальные кадры фильма. Семья готовится встречать маму-героиню с работы, накрывают стол. На столе оказывается покупной торт с жирными маслянистыми розочками.
23. Стол накрывают в гостиной - которая, скорее всего, является единственной комнатой в квартире. Комната очень тесная - отец едва проходит между телевизором и столом - который слева подпирается раскладным диваном-кроватью.
24. И вот героиня приходит домой. Она не знает, что оператор ее снимает. Сперва Валентина снимает пальто - видимо, то самое, привезенное из-за границы.
25. Затем смотрит на свое лицо в зеркало.
26. А затем садится здесь же в прихожей на стул и начинает горько плакать...
Такие дела.
Напишите в комментариях, что вы обо всем этом думаете.
Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)