Енот-полоскун, Ха-Ха-Хармс и другие: уличный художник - о том, как создаются муралы, одесском мифе и сюрпризе к Юморине
Енот-художник на Базарной, девушка в окошке на Новосельской, Ха-Ха-Хармс на Академической, целый зоопарк различных животных - все эти рисунки уже давно стали неотъемлемой частью города. "Думская" поговорила с одним из авторов этих работ - уличным художником проекта "М97" Игорем Матроскиным.
Именно он, со своим товарищем Денисом Белым рисует так полюбившиеся одесситам муралы - красочные рисунки, которые украшают стены многих домов в Одессе. Но слово ему.
Мы, вместе с Денисом Белым, начинали лет десять тому назад со стен вдоль железной дороги, которая пролегала недалеко от наших домов. Благо, там было раздолье для того, чтобы потренироваться и как следует набить руку. До первого настоящего мурала дело дошло, наверное, в 2013-2014 году. До этого мы, конечно, создавали большие какие-то рисунки, но муралы - это все же что-то более масштабное. Мурал размером в десять этажей мы впервые нарисовали в Хмельницком. Ну а сейчас в нашей копилке уже очень большое количество таких работ: и в Каменце-Подольском, в Херсоне, и в Одессе. Ну, и за рубежом тоже. Если говорить о заграничных поездках, их можно условно разделить на два типа: когда нас специально приглашают для создания муралов, и когда мы едем путешествовать сами, заодно рисуя в той стране, где бываем. Наши рисунки уже есть в Германии, Греции, Азербайджане, Польше.
Днепр, работа для Dnipro Mural Fest
Днепр, работа для Dnipro Mural Fest
Хмельницкий, в рамках фестиваля "Республика"
Чтобы создать мурал высотой в восемь-двенадцать этажей, нужна довольно скрупулезная подготовка. Сначала делается эскиз, продумывается рисунок, его палитра. Затем мы работаем над компьютерной моделью здания, накладываем на него рисунок и оцениваем, как он будет смотреться. Делаем какие-то корректировки этого каркаса. Ну а затем есть несколько способов наметить сам рисунок. Первый - это разбить модель стены и эскиз на квадраты, и поочередно совместить их. Если позволяют возможности, то можно использовать второй метод - поставить проектор. Это не всегда просто реализовать, поэтому чаще всего мы работает с первым.
Работа "Запальний танок", Каменец-Подольский
Но все ерунда по сравнению с главной задачей - найти спонсора, который купит краску для всего мероприятия. В зависимости от рисунка на один мурал может потребоваться от одной тысячи до двух тысяч долларов. И это только сама краска. Также нужны средства для оплаты подъемного крана, например. В общем, статей расходов достаточно. В итоге результат ощутимо зависит от того, насколько много "кислорода" заказчик или спонсор даст авторам мурала. Круто, когда художникам не приходится искать сторонние ресурсы. Тогда они могут позволить себе раскрыть задуманную идею в полной мере. У нас есть такая серия рисунков с животными в Одессе, которую мы смогли реализовать самостоятельно - сами придумали идею, сами все подготовили и реализовали, никто нам никаких указаний не давал.
Серия рисунков животных
В основном мы рисуем на улице, но бывают и заказы на что-то интерьерное. Это могут быть детские комнаты, помещения кафе или ресторанов, например. Еще с нами работает девочка, которая делает рисунки мелом или красками.
Если говорить конкретно о муралах, то чаще всего их заказывают жильцы домов или же собственники зданий. Это, кстати, к вопросу о том, кто дает разрешение на разрисовывание стены. Для нас проще всего иметь дело с заказчиком - в таком случае все организационные моменты ложатся на его плечи. Когда это наша инициатива, то здесь сложнее, потому что, по правде говоря, получить официальное разрешение от города - задача непростая. Мы как-то просили, чтобы нам выделили пространство для рисования, и проделали настоящий рейд по кабинетам чиновников. Каждый посылал нас к кому-то другому, никто не мог понять, как все это оформить, кто обладает необходимыми полномочиями. В общем, не срослось у нас. Но я бы сказал, что в целом никто нам сложностей и препон не чинит. В Одессе довольно хорошо воспринимают такое творчество, в том числе и руководящие чины, что радует.
" Енот - уличный художник", стирающий балаклаву, отобразил нынешнюю ситуацию. Сегодня уличное искусство - это что-то полулегальное. У нас нет разницы, рисуешь ты пропаганду наркотиков или добрый мурал, ведь с точки зрения закона ты в обоих случаях нарушитель. Даже если нам разрешают рисовать, то все равно только на словах, документально это невозможно подтвердить.
Процесс преображения стены на Новосельского. Шаг первый
Второй
Бывает, что создание мурала - это реализация какого-то гранта на развитие культуры, как это было в нашей практике на Западной Украине. В Каменце-Подольском, например, проводится фестиваль "Республика", прибыль от которого идет на создание муралов. Организаторы специально приглашают художников из Германии, Франции и других стран. Мы тоже ездили туда рисовать.
Работа для фестиваля уличного искусства в Германии
Иногда проезжаешь мимо какой-то серой и унылой стены, и думаешь: "Как бы ее оживить, сделать так, чтобы она вписалась в городское пространство?". Так возникают какие-то идеи, которые потом трансформируются в муралы. Одни из них создаются именно так - чтобы украсить стену или здание, дать им новую жизнь. А другие несут в себе некий важный смысл, как в нашей серии рисунков с животными. Меня очень заботит и тяготит проблема вымирания редких видов, да и вообще сокращение популяций животных, поэтому хотелось привлечь к ней внимание.
Как реагируют на наши работы одесситы? Ну, могу сказать точно, что муралы особенно нравятся бабушкам (смеется) - они обожают останавливаться, чтобы похвалить нас в процессе работы. А вообще, не могу вспомнить, чтобы реагировали как-то негативно. Что касается размышлений на тему "лучше бы отремонтировали, а не закрашивали", ну так мы не ЖКХ, наше дело скромное - рисовать. С коммунальщиками, кстати, у нас тоже особые отношения. Некоторых рисунков уже нет по одной простой причине - их закрасили. В таком случае мурал, увы, остается только на фотографиях, потому что повторять то же самое нет никакого смысла. В этом и заключается особенность уличного искусства, оно недолговечно. Сегодня есть, а завтра уже нет. И на месте прежнего рисунка появляется новый.
Ха-Ха-Хармс на Академической
Не все нам нравится рисовать. Например, мы уже давно стараемся обходить стороной какие-то клише, связанные с Одессой. Я имею в виду, скажем, образ Мишки Япончика, сцены всех этих бандитских времен, потому что это уже даже не вчерашний день, а позавчерашний. Но, конечно, если заказчик того хочет, мы можем нарисовать какие-то определенные вещи в рамках коммерческого сотрудничества.
Коммерческая работа
Степень свободы - это показатель того, какого уровня муралы рисуют художники в разных странах. Если не душить идею, не вносить какие-то невнятные корректировки, не загонять в рамки, тогда это действительно приносит прекрасные плоды. У нас есть еще много табуированных в обществе тем. Это ЛГБТ, например. Для нашего обывателя будет выглядеть шокирующе какой-нибудь мурал с подобным подтекстом, хотя за рубежом это давно никого не удивляет. Мы же еще просто не готовы говорить о чем-то подобном. Есть, допустим, довольно строгое ограничение для нас самих, согласно нашим сугубо личным взглядам - это какие-то видоизменения исторического облика города. Я считаю кощунством рисовать что-либо бездумно в таких местах, равно как и строить там какие-то нелепые здания, развешивать странную рекламу.
У нас нет профессионального художественного образования, поэтому иногда приходиться выслушивать и конструктивную критику от тех, кто в этом деле дока. Это очень полезно, ведь иногда мы сами можем не замечать каких-то недоработок. Где-то можно было добавить объема, какой-то элемент можно было выделить более активно, и тогда рисунок получился бы еще лучше. Но мы растем, с каждым разом стараемся учитывать все больше нюансов, никогда не отмахиваемся от комментариев.
Наверное, многие обратили внимание, что рядом с нашими рисунками мы часто ставим хэштеги. Это наш своеобразный квест - найди новый рисунок в городе. Мы выкладываем на нашей страничке в соцсети фотографию и предлагаем подписчикам обнаружить, где появился "новичок". Сейчас все стало намного проще - распространять информацию, рассказывать о своем творчестве, находить новые источники вдохновения, новые техники для работы. Не все они нам подходят, в основном из-за высокой стоимости, но все равно мы стараемся что-то новое перенимать. Существует очень крутая фосфорная краска для рисования муралов, например, но себестоимость такого проекта будет весьма ощутимой, пока не беремся. А так, мы всегда находимся в рабоче-творческом процессе.
Новый мурал уже на подходе - хотим приурочить его появление к грядущей Юморине. Не скажу, что именно это будет и где, но он интересный. Следите за нами в соцсетях - мы есть в Instagram и Facebook, все новые работы регулярно выкладываем, делимся новостями. Будем рады!
Записала Ольга Каширцева