Бремя антирейтинга: почему украинцы такие бедные?
В рейтинге швейцарского банка Credit Suisse, обнародованном в конце октября с. г.. Украина заняла первое место в списке самых бедных стран Европы.
Уровень благосостояния одного взрослого украинца (сумма всех финансовых и нефинансовых активов минус долговые обязательства) по данным швейцарских банкиров, составил 1437 долларов. Для сравнения: у Молдовы - 3104 доллара, а в Исландии, Норвегии, Великобритании - этот показатель превышает 300 тысяч долларов.
До этого наша страна регулярно занимала высокие места в различных рейтингах, посвященных изучению бедности, падению экономики и благосостоянию населения. Так, например, эксперты еженедельника The Economist присвоили Украине статус страны с худшей экономикой в мире - она в этом рейтинге обогнала Россию на пять позиций, аналогичного мнению придерживается и агентство Bloomberg - в их исследовании наша страна также возглавляет топ стран с худшей экономикой мира по итогам 2015 года.
В исследованиях этого и прошлого года наиболее распространенной причиной лидерства в таких антирейтингах эксперты называли войну на востоке Украины и экономический кризис, толчком к которому стали военные действия. Однако почти двадцать лет до этого в Украине никто не воевал, а у правительства были все возможности строить экономически сильное и процветающее государству, страну комфортную для жизни. Почему не получилось?
Экономика парадоксов
"Cтрана богата землей и ресурсами и могла бы быть в числе лидеров на Европейском континенте, но на деле отстает по доходам даже от таких стран, как Сербия и Болгария", - пишет американский Forbes в одном из своих исследований, посвященных развитию экономик различных государств.
В Украине - один из самых высоких в Европе показателей по образованности населения. Так, по данным Bloomberg, по уровню образования наша страна занимает 6-е место в мире, т. е. входит в десятку лидеров. По патентной активности Украина попадает в двадцатку - занимает в 17-е место. Почти 90% выпускников школ продолжают обучение в вузах. Для сравнения, в Швеции - стране, где проводятся церемонии вручения Нобелевских премий, высокое качество медицинского обслуживания, высокие стандарты поддержки экологии, а по внедрению инновационных технологий и эффективности производства это государство считается одним из мировых лидеров - специалистов с высшим образованием не более трети от общего трудоспособного населения.
У нашей страны огромный туристический потенциал, но за 20 лет государство не удосужилось создать здесь более-менее внятную карту для туриста - связать логистикой наиболее привлекательнее достопримечательности, создать условия для сохранения таких объектов. По данным Киевского международного института социологии, почти 40% украинцев никогда не выезжали за пределы своего региона. По информации Research and Branding Group, 77% украинцев не были за границей ни разу.
Ко многим интересным как с архитектурной, так и исторической точки зрения нет не просто нормальных подъездных дорог - нет вообще никаких.
Трудности понимания
При этом 1 км ремонта и строительства дороги в нашей стране обходится почти в два раза дороже, чем в том же ЕС. А по качеству дорожного покрытия Украина занимает одно из самых последних мест в мире - эту строчку в рейтинге мы делим с Мавританией, Мозамбиком и Мьянмой.
Из года в год руководители жилищно-коммунальных предприятий и профильное министерство сетуют на убыточность и предаварийное состояние предприятий ЖКХ - однако по уровню неэффективного использования ресурсов - воды, газа, электроэнергии и тепла - мы тоже в ТОП-10 стран. Такую расточительность не позволяют себе ни в одной развитой стране мира.
О бедности медицинской сферы украинские чиновники могут говорить часами, при этом украинские доктора в государственных клиниках зарабатывают больше, чем в развитых странах. Сейчас роды в киевском роддоме стоят дороже, чем Литве и Польше, а многие операции уже дешевле делать в Германии, там, где один из самых высоких уровней медицины.
В Украине государство не занимается поддержкой искусства и культуры в том смысле, в каком это делают такие страны как Австрия, Великобритания, США - на это у государства нет ни денег, ни сил, чтобы создать условия для того, чтобы этим могли заняться меценаты. Зато находится время и желание на открытие музея с дешевыми фотокопиями и закрытие действительно стоящих музеев, обладающих уникальными экспонатами, лишь потому, что здание или территория под ним представляет интерес для какого-то бизнесмена.
Эффективность работы чиновников - на самом низком уровне, зато штат госаппарата непомерно раздут. Пенсия же госслужащего зачастую выше, чем у представителя мелкого бизнеса. К тому же часто и льготы имеются. "Почти 15 лет у меня была своя фирма, за это время я уплатила налогов на сумму равную трехкомнатной квартире в хорошем районе Харькова. Сейчас я получаю пенсию 2100 гривен, а моя знакомая, которая проработала в областном управлении экономики, - 3500 грн. Где справедливость? Моя фирма - давала рабочие места, платила налоги, создавала свою продукцию - это реальные результаты, которые можно потрогать и увидеть. А что сделало областное управление экономики? Сейчас состояние Харьковской области в экономическом плане на третьем месте после Луганской и Донецкой областей - но ведь там война!", - возмущается экс-бизнесмен из Харькова Тамара Зубко.
Запущенный случай
"Большая часть уникальных производственных мощностей Украины были разворованы в ходе стихийной приватизации 1990-х годов и перестали функционировать", - так объясняется в Википедии провал промышленного производства в Украине. Но о каких уникальных предприятиях идет речь?
Советские украинские предприятия были ориентированы на внутренний рынок и с распадом Союза просто оказались за бортом экономики - им больше некому было продавать свою продукцию. За двадцать с лишним лет они так и не смогли диверсифицировать свои рынки сбыта - многие промышленники поставляли свою продукцию в Россию и с наступлением кризиса в отношениях между странами вынуждены простаивать и сокращать свои производства. Яркие примеры: Крюковский вагоностроительный завод, Харьковский тракторный завод, днепропетровский "Южмаш".
"В чем украинский бренд и ноу-хау? В больших количествах мы поставляем на внешние рынки только сырье - зерно, черные металлы, руду, дерево... Но эта продукция не имеет высокой добавочной стоимости - это принцип работы экономики "банановой республики". Длинная цепочка переработки здесь того же дерева - от создания мебели до бумаги и пеллет могла быть дать новые рабочие места, сделать регионы богаче, оздоровить экономику", - убежден юрист Лев Пащенко.
Одна из проблем, считает юрист, огромная коррупция внутри Украины. Взяточничество процветает не только в кабинетах высоких чиновников, но и у мелких госслужащих и работников бюджетной сферы - врачей, учителей, налоговиков и пр. Даже на частных предприятиях встречаются случаи "откатов" - когда во внутренних тендерах побеждают фирмы, приближенные к топ-менеджменту компаний.
В последнем рейтинге восприятия коррупции, проведенного Международной общественной организации Transparency International, Украина заняла 142-е место из 175 стран мира. Делить это незавидное место нашей стране пришлось вместе с Угандой и Коморскими островами.
По оценкам Михеила Саакашвили, губернатора Одесской области, из-за коррупционных схем украинский госбюджет недополучает около 5 млрд долларов. Впрочем, его упрекают в необъективности и говорят, что он подсчитал и рассказал далеко не обо всех коррупционных схемах.
Однако едва ли только одна коррупция заставляет плестись украинскую экономику в самом хвосте. "Коррупция есть везде: в Сингапуре, Южной Корее, Китае и даже ЕС - но эти страны живут хорошо, и по сравнению с нашей страной - динамично развиваются", - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
По его мнению, проблема гораздо банальнее - неэффективность управления. "Низкий уровень квалификации приводит к неэффективности управления. По опыту могу сказать, что сто? ящих специалистов у нас мало - это касается всех отраслей. Возможно, это происходит потому, что в Украине получают высшее образование, чтобы его просто получить, а не для того, чтобы максимально эффективно реализовать себя в той профессии и сфере, которые больше всего нравится", - считает рекрутер Константин Новак.
Эксперты недоумевают - зачем Украине столько людей с высшим образованием, если стране не в состоянии трудоустроить всех по специальности? Кстати, сейчас средняя зарплата (в долларовом эквиваленте) в Украине почти в полтора раза меньше, чем у жителя Гондураса.
Зачем содержать такое количество вузов и распылять государственное финансирование? Для понимания масштаба - в обычном украинском вузе учится около 6 тысяч студентов, в среднем вузе ЕС - более 12 тысяч. При этом ежегодно рейтинги украинских вузов в мире падают, диплом все меньше котируется, а количество иностранных студентов - сокращается. Зато количество вузов в Украине растет - за минувшие 20 лет число высших учебных заведений увеличилось почти в два с половиной раза - со 150 до 340 (в пик было более 800). И это лишь небольшой пример неэффективной работы.
Для понимания масштабов этой проблемы - украинцы работают больше (особенно если учесть, что обеденный перерыв во многих компаниях - лишь чистая формальность), чем во многих странах ЕС - у нас, например, на час длиннее рабочий день, чем в Бельгии и Дании. Зато живем мы во много раз хуже, чем жители этих стран - т. е. крайне неэффективно используем свое рабочее время.