Советские линкоры: наследство Российской империи
Большим кораблям не всегда достается большое плавание. Иногда их жизненный путь заканчивается папкой проектной документации на полке архива. Мы расскажем о советских линкорах, история которых продолжилась благодаря разработчикам World of Warships.
Линейные корабли или линкоры - это класс самых мощных артиллерийских кораблей в XX веке. До начала Второй Мировой войны они были символом могущества флотов морских держав. Строительство линкоров было серьезной задачей для науки и промышленности, по сложности строительство таких кораблей можно было сравнить с космической программой.
Каждая страна, претендовавшая на звание морской сверхдержавы, занималась проектированием и строительством линейных кораблей, в том числе и Советский Союз.
Первые советские линкоры достались молодой стране от Российской империи. Средств для строительства новых кораблей не было - проводились только модернизации на трех оставшихся в строю линкорах типа «Севастополь».
На них устанавливались новые котлы с переводом на чисто нефтяное отопление, изменялась корабельная архитектура, размещалось современное зенитное вооружение и местами усиливалось бронирование. Линкоры оснащались гидросамолетами и новыми системами управления артиллерийским огнем, были увеличены скорострельность и дальность орудий главного калибра.
Линейный корабль "Севастополь"
Только в декабре 1935 года в рамках программы создания «Большого флота» Сталин приказал начать разработку проекта 23 - новых линкоров для советского флота. Линейные корабли типа «Советский Союз» должны были стать самыми большими и сильными в мире.
По огневой мощи главного калибра, броневой и подводной защите они уступали только линкору типа «Ямато». Сначала планировалось построить 15 таких кораблей, но промышленность и экономика Советского Союза не была готова к такой нагрузке, и программу в итоге сократили до четырех единиц.
Строительство головного линкора «Советский Союз» началось в июле 1938 года, не дожидаясь утверждения технического проекта. В том же году заложили «Советскую Украину», в 1939 году - «Советскую Белоруссию» и в 1940-м - «Советскую Россию».
По всем характеристикам эти корабли должны были войти в число лучших в мире. Однако при их строительстве из-за отставания в техническом и промышленном развитии СССР пришлось обращаться за иностранной технической помощью.
Постоянно срывались сроки, а с началом Великой Отечественной войны постройка прекратилась. К тому моменту наибольшую степень готовности имели первые два корабля - 21% и 18% соответственно.
Со смертью Сталина вопрос о продолжении проектирования и строительства тяжелых артиллерийских кораблей перестал быть актуальным, и в апреле 1953 года все работы в этой области, включая проект 24, были закрыты постановлением правительства. Получается, что в истории советского флота так и не случилось «собственных» линкоров, кроме унаследованных от Империи «Севастополей».
После войны роль линейных кораблей в гонке за первенство на морях стала уже совсем не такой значимой, как раньше - на сцену вышли авианосцы и ракетное вооружение. Изменилась тактика ведения морских сражений, и строительство новых линкоров постепенно перестало быть экономически целесообразным.
От масштабного и затратного проекта cоветских линейных кораблей - сегодня остались чертежи, некоторые из которых до сих пор под грифом «секретно». Тем не менее, эти сложнейшие машины удалось «построить» разработчикам World of Warships. В обновлении «Советские линкоры» они воссоздали восемь таких кораблей, только один из которых реально был в строю.
В первой части обновления в игре появится четыре линкора: «Петр Великий», «Измаил», «Синоп» и «Владивосток».
Линкор «Петр Великий»
Линкор "Петр Великий" / ©Пресс-служба Wargaming
Создан на основе линкора проекта №707, который был представлен на международный конкурс по проектированию броненосного крейсера для Балтийского моря немецкой компанией Blohm&Voss и Путиловским заводом. Построен не был. В игре реализован как построенный и прошедший модернизацию в 1930-е годы.
Линкор «Измаил»
Линкор "Измаил" / ©Пресс-служба Wargaming
В основе этого корабля лежит проект линейного крейсера «Измаил», строившегося в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Был спущен на воду, но достроен не был. В игре реализован как построенный и прошедший модернизацию в 1930-е годы.
Линкор «Синоп»
Линкор "Синоп" / ©Пресс-служба Wargaming
Основой для корабля стал проект Владимира Костенко для завода «Наваль» 1917 года. Построен не был. В игре реализован как построенный и прошедший модернизацию в конце 1930-х годов.
Линкор «Владивосток»
Линкор "Владивосток" / ©Пресс-служба Wargaming
В основе лежит проект линкора типа «А», разработанный КБ-4 Балтийского завода в 1936 году. Построен не был. В игре реализован как построенный и прошедший модернизацию в начале Второй мировой войны.
В дальнейшем в игре появятся еще линкоры «Князь Суворов», «Гангут», «Советский Союз» и «Кремль».
Для того, чтобы добавить в игру корабли в том виде, в котором они задумывались в 1930-1940-е годы советскими конструкторами, команда World of Warships работала с государственными архивами и собирала по крупицам немногочисленные задокументированные сведения о том, как должны были выглядеть эти боевые машины. Чертежи, документы, фотографии линкоров, хода их постройки и проектных моделей были собраны по шести архивам и музеям стран.
Чертежи линкора «Советский Союз» проекта 23 были выявлены Государственном архиве Российской Федерации в фонде Комитета обороны СССР. Их использовали только один раз - при официальном утверждении проекта линкора в 1939 году чертежи показывали лично Сталину.
Один из немногих снимков линкора «Советский Союз», сделанный летчиком Люфтваффе летом 1942 года
Документация по разработке линкора проекта 24, которая велась в конце 1940-х - начале 1950-х годов, до сих пор отсутствует в открытом доступе. Команде разработчиков пришлось по крупицам собрала попавшие в архивы министерств-смежников сведения о проекте 24.
Перенести в игру корабли, которых никогда не было в строю - сложная задача, для выполнения которой разработчики использовали инженерный подход. Информация из советских учебников по кораблестроению помогла специалистам World of Warships создать программу для моделирования кораблей, позволяющую делать их максимально похожими на свои прототипы из реальной жизни.
Чтобы «вписать» новые машины в игру, их характеристики оцениваются и соотносятся с кораблями других стран: сравниваются размеры, осадка, скорость хода, водоизмещение, наступательные возможности и другое.
На основе сравнения и данных, имеющихся в документах, разработчики создают общее техническое задание с параметрами корабля и определяют «корабль-донор», из которого можно заимствовать архитектурные и конструктивные решения.
После этого начинается проектирование, главными опорными материалами для которого являются чертежи и схемы. Дополнительными опорными материалами могут выступать фотоснимки, однако они могут не соответствовать чертежам или вовсе отсутствовать.
Дальше разрабатывается архитектурный облик корабля: размещение силовой установки, систем вооружения и управления огнем, системы бронезащиты. Затем прорабатывается внешний вид надстроек - боевых рубок, постов управления, дымовых труб, мачт.
Схемы бронирования кораблей разрабатываются с учетом физики: для этого разработчики составляют таблицы основных нагрузок, проверяют модель корабля на плавучесть и устойчивость, отсутствие крена и дифферента при стандартной загрузке. Потом создаются основные виды корабля: сбоку, сверху, планы мостиков и надстроек. Они необходимы для 3D-модели.
Создание модели начинается с подбора и сортировки чертежей, схем, и фотографий, на основе которых ее будут делать. Иногда приходится обходиться простыми схемами, несколькими фотографиями или даже текстовым описанием различных характеристик.
В создании советских линкоров для World of Warships участвовало около 30 сотрудников: художники, модельеры, историки, гейм-дизайнеры, сотрудники Art QA (отдел, занимающийся проверкой как исторической достоверности, так и визуального качества выпускаемых кораблей), тех-артисты, которые настраивали эти модели, сотрудники RnD, создававшие камуфляж, специалисты по балансу и настройке кораблей для игры, представители QA-команды.
А на финальном этапе, когда корабли уже находились в игре, но не были доступны для широкой аудитории, к их проверке подключились еще и волонтеры.
На создание одного корабля уходит от одного до шести месяцев: самые сложные - авианосцы, дальше идут линкоры, крейсеры и эсминцы. Внимание к деталям и исторической точности в World of Warships стоит на первом месте, поэтому игру фактически можно считать огромным виртуальным музеем, который стоит посетить всем, кто интересуется военной историей и техникой.