Новости и события » Общество » Тише воды, ниже травы. Как евреям Индонезии удается сохранить свои традиции

Тише воды, ниже травы. Как евреям Индонезии удается сохранить свои традиции

Тише воды, ниже травы. Как евреям Индонезии удается сохранить свои традиции

Если нет пробок, то из центра Джакарты - столицы Индонезии - можно добраться до места примерно за час. Небольшая еврейская община раз в месяц выбирается в пригород, чтобы тайно помолиться в субботу. Иудаизм не входит в одну из шести официально признанных в этой стране конфессий, поэтому иудеи должны быть зарегистрированы как христиане или последователи другой религии. На государственном уровне узаконены лишь ислам, католицизм, протестантство, буддизм, индуизм и конфуцианство. Тем не менее евреи Индонезии полны решимости сохранить свою веру.

В невзрачном здании в пригороде Джакарты (точное место нас просили не указывать) одно из помещений выделено для молитвы, продолжающейся до завершения субботы.

«В Джакарте, увы, это получается лишь раз в месяц, поскольку весьма непросто договориться о встрече», - поясняет 49-летний раввин Биньямин Вербрюгге, торгующий кофе. Раз в месяц он добирается на Яву из своего дома в Лампунге на острове Суматра, чтобы провести службу. По его оценкам, в Индонезии насчитывается примерно 140 евреев, и так как большинство из них проживают вокруг Джакарты, то легче всего собрать всех в пригороде столицы.

В одном из помещений стоит резная деревянная ширма со звездой Давида, за которой - лестничный пролет, ведущий в импровизированную синагогу. Владелец здания, 56-летний Руди С., новообращенный иудей из уйгуров, предложил общине собираться у него, выделив место для собраний и молитвы.

«Эта ширма была изготовлена в Индонезии, но местные мастера даже не обратили внимания на звезду Давида, - поясняет Руди. - Для них это была обычная звезда, поэтому проблем не возникло». У местных мастеров были также заказаны и две меноры из нержавеющей стали; арон а-кодеш и бима были изготовлены на Яве, а голубой парохет - занавес, за которым находятся свитки Торы, - в Израиле. По словам раввина, свиток Торы, который здесь читают, ранее принадлежал синагоге в Пенсильвании, а до этого находился в Израиле. В шкафах расставлены молитвенники и книги, собранные со всего мира - от Бруклина до Вьетнама и Сингапура.

Молельный дом в Джакарте - не единственный в Индонезии. В 2003 году в городе Тондано, община которого насчитывает примерно 20 человек, появилась небольшая синагога.

С каждым обострением израильско-палестинского конфликта маленькая община Индонезии замирает в ожидании своей участи. Так, в 2009 году после операции в Газе была закрыта синагога в Сурабае.

В 9.30 утра в доме Руди начинают собираться евреи. Они снимают обувь, аккуратно ставят ее в угол, мужчины достают кипы и надевают их только тогда, когда двери и окна плотно закрыты. 36-летняя Рия, жена Руди, привела детей - дочь Шарон и сына Рафаэля, чтобы они тоже приняли участие в субботней молитве. «Я, конечно, не разрешаю сыну носить кипу на улице, поскольку это небезопасно, а в школе он говорит друзьям, что мы - христиане», - признается женщина. Она вместе с мужем приняла иудаизм в 2012 году. Как утверждают представители общины, пригород, в котором находится молельный дом, считается центром исламского экстремизма, и ситуация может измениться в любой момент.

Часть еврейской общины Индонезии состоит из геров. Другие - потомки голландских евреев, вступавшие в брак с индонезийцами и лишь недавно вернувшиеся к вере отцов. Первые переселенцы появились в этом регионе примерно в XVII веке, они были торговцами и служащими голландской Ост-Индской компании.

«Первое документальное свидетельство о евреях, живущих в Индонезии, появилось в середине XIX века, - отмечает специалист по истории евреев Индонезии д-р Клемперер-Маркман. - Раввин из Иерусалима Якоб Галеви Сапфир, прибывший в страну в 1861 году, сообщил примерно о двадцати семьях евреев-ашкеназов, проживающих в Батавии (сегодня Джакарта), Сурабае и Семаранге. Он выразил крайнее беспокойство по поводу их будущего, поскольку они не придерживались еврейских традиций, а многие мужчины были женаты на нееврейках».

Историческими предпосылками объясняет враждебное отношение к евреям раввин Вербрюгге: «Мы все - потомки голландских евреев. Индонезийцы называют нас бастардами, потому что наши предки оккупировали Индонезию. Таким образом, мы сталкиваемся с двумя проблемами: одна из них - наше голландское прошлое; другая - антиеврейские настроения. «Вы - евреи, вы - голландцы, вы - сыны бастардов», - говорят нам. И, по мнению индонезийцев, ситуацию можно исправить только принятием ислама».

Сюда же можно добавить и крайне негативное отношение к иудаизму со стороны мусульман-радикалов и фундаменталистов-евангелистов. Именно они, по мнению прихожан синагоги, не готовы принять разнообразие религий, оговоренное конституцией.

За несколько лет до и после провозглашения независимости Индонезии в 1945 году значительная часть евреев страны (в основном, уцелевшие в Катастрофе) эмигрировала в Австралию, Соединенные Штаты и Израиль.

Община, собирающаяся в доме у Руди, понимает, что не все религиозные правила соблюдены с надлежащей точностью. Но для этих людей в столь непростое время самое главное - встречаться вместе. И они делают все, чтобы сохранить свое наследие и веру.

Неха Банка, «Гаарец»

Тише воды, ниже травы. Как евреям Индонезии удается сохранить свои традиции

Тише воды, ниже травы. Как евреям Индонезии удается сохранить свои традиции

Тише воды, ниже травы. Как евреям Индонезии удается сохранить свои традиции

Тише воды, ниже травы. Как евреям Индонезии удается сохранить свои традиции


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх