Донбасс в поле зрения: действующие и вероятные конфликты в 2016 году
ДЕЙСТВУЮЩИЕ И ВЕРОЯТНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Украина
Главным военным конфликтом для нас, естественно, остается АТО на Донбассе, которая гарантированно затянется на 2016 год. Минские соглашения, положения которых должны были быть выполнены до конца этого года, пролонгированы на следующий, но вряд ли будут выполнены в первой его половине. Несмотря на это, можно констатировать, что напряжение продолжает снижаться.
Основной вектор внимания России сместился в сторону Сирии и, возможно, Турции. Экономическое положение и снижение цен на нефть становится слишком большим грузом и повышает цену каждого дня войны.
Позиция России смещается в сторону выжидания, возможно, до более благоприятных времен. Уже сейчас в Кремле говорят о применении «мягкой силы» и смене военного давления на экономическое.
Киев также стремится снизить градус противостояния, сведя его уровень до минимума под давлением Запада, которому украинская проблема уже порядком поднадоела.
Стоит ожидать изменений политики в области любой поддержки негосударственных вооруженных формирований, действия которых неподконтрольны власти. В частности, это уже коснулось волонтеров.
Симптоматичным в этой связи стало заявление президента Украины Петра Порошенко о том, что Украина победила бы и «без помощи волонтеров». Следующей стала информация о прямом запрете на получение бойцами помощи от них, распространенная парамедиком из зоны АТО Александром Моисеенко. «Пришел приказ «отказаться от помощи волонтеров». Доведен до всего личного состава. Теперь воин должен говорить, что ему ничего не нужно, он и подразделение всем обеспечены».
Все это может свидетельствовать о том, что власть пытается оказывать давление на добровольцев экономически, лишая их поддержки и независимого тылового прикрытия, или юридически, с помощью судебной системы. Похоже, что Банковая пошла по пути концентрации в своих руках всех способов влияния на АТО, а добровольцам предстоит уйти в тень. Так, например, СБУ уже затребовала у командования ВСУ информацию по военным - участникам блокады Крымского полуострова. В «ДНР» и «ЛНР» ситуация аналогичная.
С вынужденным снижением активности сторонников вооруженного развития ситуации интенсивность военных действий с обеих сторон будет снижаться. В итоге Украина и самопровозглашенные республики перейдут в стадию «холодной войны» или «холодного мира» с единичными конфликтами на границах или в серой зоне.
Но все это - в случае отсутствия непредвиденных ситуаций. Новую фазу противостояния могут спровоцировать как внутренние обстоятельства, например, волнения внутри Украины, так и никак не зависящие от Киева факторы - ухудшение экономического положения в России, поведение Европы, разногласия в США или изменение положения в районе Сирии.
Однако, как уже отмечают многие аналитики и в Украине и на Западе, главная угроза для страны на данный момент исходит не от России, а от внутренних конфликтов власти, продолжающихся коррупции и клептократии.
Сирия и ИГИЛ
Сам сирийский конфликт может стать новой точкой отсчета войны. Несмотря на все усилия западной коалиции и России, ИГИЛ остается весомой силой, причем силой рассредоточенной. Благодаря религиозной основе в случае военного поражения в одной точке он может собраться в другой или даже перенести основной огонь в Европу, перейдя в стадию партизанской войны в любой ее форме.
В любом случае можно прогнозировать, что его последствия будут и дальше распространяться за границы региона - в Африку и нефтеносную Юго-Западную Азию.
Победы США и союзников будут носить тактический характер и вряд ли принесут удовлетворяющие Запад результаты, по крайней мере в 2016 году.
Другой стороной проблемы остаются нерешенный конфликт по поводу политического будущего сирийского лидера Башара Асада, на отстранении которого настаивает Запад и которого поддерживает Россия. Останется ли он у власти - пока это больше вопрос условий и переговоров.
Израиль - Палестина
Еще один конфликт, продолжающийся вот уже более 20 лет и рискующий получить серьезное продолжение в будущем году. После смены правительств в Ираке и Ливии после «арабской весны» угроза арабо-израильского противостояния сильно возросла. Теперь Тель-Авиву угрожают не только сирийское отделение Аль-Каиды «Фронт аль-Нусра», но и террористы ИГИЛ, у которых к Израилю особый счет.
Неудивительно, что премьер-министр Нетаньяху не предпринимает никаких шагов в отношении Башара Асада, оценивая его угрозу как меньшее зло по сравнению с исламистами.
Если же режим Асада будет свергнут, Израиль ожидают нелегкие времена. На данный момент Израиль принял решение прекратить дипломатические отношения с Евросоюзом в вопросе урегулирования израильско-палестинского противостояния.
ЕС и мигранты
Кризис мигрантов будет нарастать, хотя и в менее открытой форме, чем в этом году. Основным трендом станут протесты и применение полицией силы в этой области. В Британии премьер-министр Кэмерон уже выступил с инициативой о расширении прав полиции на применение оружия.
В этом году в Европу уже прибыли 700 тысяч беженцев, основную массу которых составляют молодые люди, мужчины 25-30 лет. Какой процент из них составляют потенциальные террористы или их сторонники - не может сказать никто, но даже оптимистическая оценка вряд ли опустится ниже порога в 5 процентов. Для сравнения, в той же гораздо более светской Турции, по данным опроса MetroPOLL 13% граждан считает, что насилие можно использовать во имя ислама. Думать, что сирийские или афганские переселенцы настроены по-другому, нет никаких реальных оснований.
Жесткость противостояния в этой области будет нарастать на фоне экономического положения, накапливающейся усталости сторон и количества нерешенных проблем.
Для мигрантов из Восточной Европы, и Украины в частности, также наступают тяжелые времена. По данным исследования Банка Англии, приток низкоквалифицированной рабочей силы привел к снижению зарплат местных работников, что вызывает вполне обоснованное недовольство. Тезисы «они украли нашу работу» и идея «малого Шенгена» витают в воздухе.
Турция - курды
Для Анкары основной головной болью может стать курдская проблема, точное развитие которой сейчас предугадать просто невозможно. Сторонники Свободного Курдистана, претендующие на создание своего собственного государства, пользуются поддержкой коалиции во главе с США как противники ИГИЛ. Этим может воспользоваться Россия, начав для них поставки вооружений под «крышей» поддержки антиигиловской коалиции. Почему это не было сделано до сих пор, остается загадкой. В случае развития такого сценария Анкара столкнется не только с вооруженным противостоянием, но и политическим давлением как Запада, так и России.
С учетом недавнего вывода из Турции шести зенитных комплексов НАТО Patriot (по две от США, Германии и Нидерландов), ситуация становится более чем пикантной.
Курды - крупнейшая этническая группа в мире без национального государства. Сирийские курды, проживающие на севере, уже воспользовались внутренней войной и создали автономное образование Рожава. Турецкие курды продолжают претендовать на территории на юго-востоке Турции, считая их своими.
В конце декабря противостояние вспыхнуло с новой силой. Курды объявили о прекращении перемирия, а президент Турции Реджеп Эрдоган пообещал «закопать террористов» и их сторонников «в траншеях, которые они роют». Знакомая стилистика, не правда ли?
Если же курдскую проблему удастся заглушить, Турция серьезно продвинется по пути становления себя в качестве мощной региональной державы на Ближнем Востоке.
Армения - Азербайджан
Регион почти наверняка ожидает конфликт, вопрос только в его размере. Застарелое противостояние вокруг Нагорного Карабаха активизировалось еще весной 2015 года, после того как в январе Армения стала членом Евразийского экономического союза. К сентябрю конфликт перешел в активную фазу.
Начались стычки на границе с применением стрелкового оружия.
В октябре министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамадяров пригрозил Армении войной, если армянская сторона не выведет войска из Карабаха.
К декабрю по обе стороны границы заговорили о возможности начала полноценной войны. В ход пошли танки и дальнобойная артиллерия, просачивалась неподтвержденная информация об использовании авиации и ПВО.
Сегодня в урегулировании конфликта принимает участие Минская группа ОБСЕ, в которую, помимо Еревана и Баку, входят Москва, Вашингтон и Париж, но значительными успехами она похвастаться не может.
Поскольку и Ереван и Баку входят в «сферу интересов» и Москвы и Вашингтона, можно прогнозировать, что ситуация продолжит накаляться, но до определенного градуса и вряд ли перерастет в масштабную войну из военного, но все же регионального противостояния.
При этом ситуацию для Баку усложняет обвал цен на нефть, в результате которого азербайджанский манат за один день потерял половину своей стоимости.
Ливия
Охваченная гражданским противостоянием Ливия может стать новой ареной войны с ИГИЛ, которая может использоваться террористами как «запасная база». По данным опубликованного в конце года доклада ООН, в 2015-м порядка 3500 ливийских граждан покинули страну, чтобы присоединиться к ИГ. Позднее 800 из них вернулись, чтобы заниматься развитием местного отделения террористической группировки.
Бурунди
Страна продолжит оставаться горячей точкой войны, уносящей сотни жизней. Столкновения в стане происходят еще с весны 2015-го. Волнения в стране началось весной этого года, после того как президент Пьер Нкурунзиза захотел остаться не третий срок, что вызвало массовые возмущения народа и привело к вооруженному конфликту, конца которому пока не видно.
Другие конфликты
Потенциально горячими точками в своих регионах продолжают оставаться Египет - из-за террористических угроз и политической нестабильности, Афганистан - из-за активности талибов. А Ирак вообще может утратить государственность в нынешнем виде, разорванный пополам в результате конфликта между суннитами и шиитами.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ
Китай - регион ЮКМ
Самой крупной потенциальной угрозой можно назвать спор о принадлежности островов в Южно-Китайском море, уже вылившийся в нарушение самолетами и кораблями пространства вокруг насыпных островов, которые Китай объявил своими. Но скорее всего он и останется в этой фазе. США будут время от времени демонстрировать свое присутствие, но избегать конфликтов, а Китай ограничится нотами протеста.
Северная Корея
Основной проблемой Запада в отношении Северной Кореи остается тяжелейший экономический кризис на фоне разработки Пхеньяном ядерного и водородного оружия. В прошлом КНДР уже пытался использовать свое оружие для шантажа США, обещая не применять его в обмен на поставки продовольствия. Но пока особенных успехов «непобедимая армия КНДР» не демонстрируют, а запуск баллистической ракеты с борта субмарины в ноябре оказался неудачным.
Венесуэла
Углубление экономического кризиса и политической нестабильности стали серьезным испытанием для Венесуэллы. На последних парламентских выборах сокрушительную победу одержала оппозиция, и это может привести к новому витку гражданских беспорядков. Пока страной все еще руководит преемник Уго Чавеса Мадуро. Но в 2016 году новое парламентское большинство планирует провести досрочные президентские выборы, что может означать серию конфликтов.
В последнее время в Венесуэле значительно ухудшилось снабжение населения продовольствием: в магазинах хронически отсутствуют основные продукты питания - молоко, рис, кофе, кукурузная мука и растительное масло. Мадуро возлагает вину за это на оппозицию, которая, по его словам, развернула экономическую войну против правящего режима.
Китай - Япония
Обе страны продолжат оспаривать суверенитет островов в Восточно-Китайском море, милитаризируясь и вкладывая значительные средства в развитие армии. Недавно Япония изменила законодательство, разрешив ВС участвовать в конфликтах за пределами государства. Китай же в свою очередь отправляет на патрулирование границ суда, оснащенные противокорабельным вооружением. Основной причиной такого интереса к островам остаются значительные залежи газа. Но надеяться на то, что снижение цен на углеводороды ослабит интерес к этим территориям было бы слишком оптимистично.