Каннский лауреат Пон Чжун Хо о съемках фильма "Паразит"
1 августа в украинский прокат выходит фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля - «Паразиты» режиссера Пон Джун Хо. В Каннах фильм встретили 20-минутной овацией. О том, почему эта история получила название "Паразиты" и чем опасен капитализм, Vogue.ua рассказал режиссер Пон Джун Хо.
Пон Джун Хо - самый призанный в мире южнокорейский режиссер. В 2014 году его постапокалиптический триллер "Сквозь нег" с Тильдой Суинтон в роли жуткой диктаторши Мейсон был признан одним из лучших фильмов года, а в 2017-м его "Окча" (там также снялась его любимая актриса Тильда Суинтон) боролась за Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. После 10 лет работы с международными проектами режиссер вернулся в Южную Корею ради фильма "Паразиты". Его герои - две очень разные семьи. Одна живет в убогой полуподвальной квартире, у отца неудачи в бизнесе, сын и дочь неоднократно проваливали вступительные экзамены в университет. Вторая семья успешна и богата: отец возглавляет IT-компанию, у него прекрасная молодая жена, милая дочь-старшеклассница и маленький сын. Они нувориши, крепко стоящие на ногах. Интрига начинается, когда при помощи фальшивого диплома и обаяния парень из бедной семьи становится репетитором дочки богачей. Что происходит дальше - интрига: режиссер просит прессу не разглашать сюжет и не допускать спойлеров, чтобы сюжет стал настоящим сюрпризом для зрителей.
О своем фильме Пон Джун Хо рассказывает сам:
Сначала все ожидали, что "Паразиты" будут фильмом о монстре или научной фантастикой. Тем более, что название моего предыдущего фильма - "Вторжение динозавра". Но, как я уже говорил, главные герои этого фильма - члены семьи, живущей в реальном мире. Есть люди, которые надеются сосуществовать с другими в симбиозе, но когда это не получается, они вовлекаются в паразитические отношения. Это человеческая драма, которая пропитана духом времени. Хотя сюжет состоит из ряда специфических и самобытных ситуаций, эта история вполне могла произойти в реальном мире. Она выглядит как сюжет из новостей или социальных сетей, перенесенный на большой экран. В этом смысле, это довольно реалистичная драма, похожая, правда, на ужасающий триллер.
Я думаю, что лучший способ изобразить неравенство в нашем обществе - это мрачная комедия. Мы живем в эпоху, когда господствует капитализм, и у нас нет другой альтернативы. Не только Корея, но и весь мир сталкивается с ситуацией, когда капиталистические догмы невозможно игнорировать. В реальном мире пути людей, таких как наши безработные герои и семья Паков, вряд ли когда-либо пересекутся. Единственный пример - это трудоустройство одних к другим, например, когда кого-то нанимают в качестве репетитора или домашней прислуги. В таких обстоятельствах случаются моменты, когда два полярных класса оказываются так близко, что чувствуют дыхание друг друга. В этом фильме две семьи оказываются в ситуации, где малейшее движение может привести к надлому и взрыву.
В современном капиталистическом обществе существуют незримые рейтинги и касты. Мы стараемся их не замечать, сквозь пальцы смотрим на классовую иерархию как на пережиток прошлого, но реальность такова, что существуют границы, которые невозможно пересечь. Я думаю, что этот фильм обнажает неизбежные трещины, появляющемся когда два класса сталкиваются друг с другом.
Для этого фильма было важно собрать актерский состав, внутри которого все хорошо сочетались бы друг с другом, создавая эффектный ансамбль, как это бывает с футбольной командой. Они должны были производить впечатление семьи с первого взгляда, поэтому я много думал об этом. Первым, кого я пригласил, был Сон Кан Хо. Затем, когда я снимал "Окчу" с Чхве Ю Щик, я подумал, что было бы забавно снять его в роли худощавого сына Сон Кан Хо.
После появилась похожая на него Пак Со Дам, которая обладает отличными актерскими навыками и демонстрирует характерное, смутное чувство реальности. Она была утверждена на роль его сестры. Было важно выразить физическую связь между членами семьи, так что мы искали актеров, которые были бы похожи друг на друга.
Что касается семьи Паков, я не хотел повторять типичный клишированный образ высшего общества, который вы видите в корейских телевизионных драмах. Мне нужны были актеры, которые создавали бы культурный семейный портрет. Меня всегда впечатляло многогранное обаяние Ли Сон Гюн, поэтому он сыграл роль мистера Пака. В фильме не один главный герой, поэтому было очень важно, как актеры взаимодействуют друг с другом.