Конфеты для дурынды и кусочек одесской попы: в Доме клоунов показали спектакль, подобный северному сиянию и НЛО
"Увидеть спектакль 4D Pridurki - это как увидеть затмение солнца, парад планет, НЛО, снежного человека, северное сияние, цветение папоротника, - предупреждал перед началом представления актер и худрук театра-кабаре Buffon Олег Савченко. - Он редкий и в том смысле, что даем мы его нечасто, и в смысле духовного наполнения - такого рода современная европейская клоунада сегодня, пожалуй, только у нас. Как бы парадоксально это ни звучало, но 4D Pridurki признан лауреатом Нью-Йоркского фестиваля "Кирпич", хотя спектакль не был на фестивале. Мы получили "Дуркач высшей категории" на первом международном фестивале клоунов и мимов "Комедиада" за сценарий и режиссуру. Во время фестиваля уличных театров в польском городе Калиш зрители продолжали смотреть спектакль под проливным дождем. Декорация из спектакля стала стилем Одесского Международного кинофестиваля в 2013 году. Над клоунадой из спектакля смеялись в Нидерландах, в городе Гелене, и плакали в России, в Перми, где проходил фестиваль "Белые Ночи" и вызвал скандал тот факт, что в конце представления мы показывали залу кусочек попы - нормальной такой одесской попы...".
Спектаклю в будущем году исполнится десять лет, и это событие корпорация клоунов "Оранжевое настроение" намерена шумно отпраздновать (по-тихому не получится). Зрителю всегда есть чему удивиться, даже если он хорошо помнит то, что видел раньше. Ведь смыслы постоянно меняются, конструкция из четырех дверей, за каждой из которых прячется особенный "придурок", собирается в некий "кубик Рубика", который может поворачиваться к публике разными гранями. У актеров меняется отношение к спектаклю на разных этапах, меняется отношение к жизни, да и сами они, чего греха таить, меняются, а кто-то покидает исполнительский состав, ему на смену приходят новые клоуны. Через год это будет совсем другая история.
Почти два часа придурки, дурынды, балбесики, чудаки и прочие мишигине стучатся в двери, входят и выходят, орудуют ключами в замках, но вот парадокс: когда все отперто, это какой-то конец жизни, так пусть всегда останется место какой-то запертой дверце... У театра "Маски" есть похожий сюр в репертуаре, "Ночная симфония", которая идет изредка уже более четверти века, изменяясь понемногу. Вот "Придурки" ее слегка напоминают, но обходятся без сносящих крышу абсурдных диалогов, их заменяет действие. В нынешнем варианте ломящийся в закрытые двери под разными предлогами герой Олега Савченко (во втором действии выясняется, что это придурковатый взломщик) встречает парочку балбесов (Леся и Сергей Царевы), очаровательную дурынду, распевающую с набитым конфетами ртом (Яна Делиева), роскошную сумасбродку, способную испечь яичницу на своем жарком бюсте (Оксана Рутковская), а Иван Цуркан и Дмитрий Меращи создали целую галерею портретов разнообразных болванов. Запомнились кларнетист, который не знает, с какой стороны дуть в свой кларнет (просим не повторять трюк Меращи, не засовывать раструб в рот, дурацкая это затея для неподготовленного человека), а еще старичок с ключами в трясущейся руке, он то ловко отпирает все двери, то грозит пальцем в своем, неторопливом ритме, и становится по-настоящему жутко (браво, Дима!). А Ваня Цуркан с баяном был бесподобен, однако в финале публике не так повезло, как пермякам. Попу он не показал, в кадр к нам попала исключительно попа Олега Савченко.
Что примечательно: в антракте мы с фотокором, не сговариваясь, эмоционально обсудили всех реальных придурков, которых встретили за день, а потом - встреченных за последнюю неделю. Потому что наша жизнь как раз и есть кишащий идиотами всех мастей сюр пополам с абсурдом, что же касается "Придурков" от наших любимых клоунов, тут все по уму.
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева
Наш опрос в телеграм-канале Думской: