Ночная смена: черный цвет в осенних коллекциях
Символ дисциплины и отречения, черный цвет позволяет дизайнерам работать с формой, не забывая о содержании.
На показе осенне-зимней коллекции Prada дизайнер Миучча Прада разыграла ноктюрновую историю невесты Франкенштейна: модели выходили на подиум в приталенных двубортных пальто, драпированных платьях-бюстье из черного шерстяного сукна и тяжелых ботинках на тракторной подошве. Черный становится «новым черным». В коллекциях сезона много вариаций этого цвета - от приглушенных оттенков пепла и сажи до смальтового и вороного. В конце нулевых бум социальных медиа отнес черную одежду за черту модного фронта: инстаграм-звезды предпочитают фотогеничные наряды ярких расцветок, а черную униформу оставляют скромным работникам индустрии (так обычно одеваются стилисты, сотрудники дизайнерских ателье и шоурумов). Наконец ситуация меняется.
Свою роль сыграло дебютное шоу Дэниела Ли, нового креативного директора Bottega Veneta. Назначение правой руки Фиби Файло в итальянский Дом обещало модному миру новый рывок в сторону бежевого благообразия нарядов oldceline. Вместо этого дизайнер показал агрессивную коллекцию трикотажных платьев и брючных комплектов из тяжелой, почти негнущейся кожи. По мотивам экипировки для мотоциклетного спорта Ли создал идеальный гардероб для встречи апокалипсиса. Одетые в черное, женщины на показе Bottega Veneta напоминали хладнокровных персонажей «Матрицы».
В истории моды сложно найти более политизированный цвет. Он вобрал в себя все возможные оттенки смыслов - религиозной аскезы, торжественного траура и скандального привкуса БДСМ. Благодаря Иву Сен-Лорану и Клоду Монтана черные смокинги и платья-футляры с идеальной посадкой стали символом женской власти над собственным телом задолго до течения MeToo. В 1980-х и 1990-х противоречивую природу этого цвета исследовали японские авангардисты Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото и бельгийцы Мартин Марджела и Анн Демельмейстер. Концептуальный дизайн был реакцией на бонвиванскую моду эпохи: в ответ на цветочные наряды мир получил сложносочиненные черные платья-робы. Почти 30 лет спустя эти конструкторские приемы стали каноном и источником цитат для нового поколения дизайнеров, как и черный цвет - символ отрицания и обнуления истории.
В текущем сезоне строгие черные наряды по мотивам коллекций Хельмута Ланга появляются у Atlein и Alexander Wang. Джонатан Андерсон в Loewe показывает скульптурные инквизиторские пальто с кожаными воротниками и манжетами. Вдохновляясь творчеством художницы Луизы Буржуа, дизайнер Симон Роша складывает черный шелк и тюль в церемониальные платья-коконы.
Джон Гальяно в Maison Margiela противопоставляет черный цвет галлюциногенным цифровым принтам. Эксперименты с шерстяными тканями приводят его к строгим пальто и туго приталенным жакетам с нарочито увеличенными рукавами. Единственным декором на них оказываются белые стежки «рабочей» наметки.
С тем же архитектурным прицелом работает Демна Гвасалия в Balenciaga. Глухой черный цвет не отвлекает от конструктивных деталей: в жакетах прямого кроя дизайнер строит рукава с увеличенным окатом - они придают «корпоративным» костюмным двойкам дерзкий футуристический вид.
Для Рей Кавакубо черный цвет имеет почти сакральное значение. Новую коллекцию Comme des Garçons она выстроила по принципу театра теней: каждый наряд - словно скульптура, собранная из кружева, искрящейся бахромы или промышленного винила. В редких для Comme des Garçons пояснительных записях к шоу говорится: «Множество бледных теней, сгущаясь, рождают могущественные вещи». В поисках новых смыслов черный цвет помогает дизайнеру отмести лишнее - и добраться до сути.
Текст: Веня Брыкалин.