"Я не сдамся без боя": Ройтбурд оспорит свое увольнение в суде
"Думская" поспешила на пресс-конференцию с директором Художественного музея, известным художником и деятелем современного искусства Александром Ройтбурдом. Сразу скажем: мы по совету Ройтбурда "только посмотрели" на этого ангела московского искусствоведа Павла Голубева, и сразу поняли, что никакого Абрамова (бывшего директора ОХМ и знатного скандалиста), конечно же, он не бил, и уши ему не надрывал. Не за этим он прибыл в Одессу, а для того, чтобы безвозмездно принять участие в подготовке выставки Константина Сомова, о которой мы расскажем чуть позже.
"Господин Абрамов очень странный человек", - изрек искусствовед и более к теме избиения не возвращался.
О, если бы Голубев знал Абрамова так, как знаем его мы, одесситы, он бы ногой не ступил в его кабинет. Ибо незачем. Но провокация в том или ином виде все же состоялась бы, считает Ройтбурд. Сплетенная интрига служила одной цели: уволить его с поста директора.
"Я считаю, что это юридически несостоятельное решение, абсолютно противоречащее закону Украины о культуре, условиям моего контракта, - прокомментировал свое увольнение художник. - Абсолютно противоречащее здравому смыслу, а также совести. Я считаю, что это недоразумение, если говорить совсем мягко. Думаю, в дело пошли механизмы и каких-то скрытых интересов, далеких от политики, и каких-то договорняков, и желание допилить недопиленное за годы каденции (перед смертью мухи злые, многие поняли, что это последний шанс поправить свое шаткое материальное положение), и просто глупости. Причин тому много, и одна из них - доверчивость, многие с виду приличные люди, которые до этого голосовали против моего увольнения, вдруг повелись под это общее настроение. А потом некоторые из них на вопрос: "А почему?" - отвечали: "А я и сам не знаю, все побежали, и я побежал". Мы переоцениваем степень обдуманности, концептуальности решения наших политиков".
За полтора года директорства Ройтбурда в музее многое изменилось к лучшему, но большинство депутатов облсовета этого не видят, равно как и пресловутого надорванного уха господина Абрамова. Ну не бывают они в музее. Кто знает, познакомься они с Абрамовым, может, сами бы его побили...
"Принял я музей в плохом состоянии, - признался директор. - Я хочу видеть в Одессе большой современный музей с гораздо большим количеством экспонатов, в три раза больше и в десятки раз интереснее. Я вижу на базе этого музея большую коллекцию современного искусства, которая в дальнейшем может вырасти в отдельный музей. Я вижу в Одессе музей национального значения. Пока у нас допотопное освещение, отсутствие вентиляции. Перекрытия не ремонтировались с 1827 года. Огромное количество несделанной работы по систематизации и оцифровки фондов, что должно стать базой для настоящей научной работы".
Сегодня многие туристы приезжают в Одессу ради посещения Художественного музея, который становится брендом всеукраинского значения, и это вряд ли продолжится, если на пост директора вновь вернут "избитого" Абрамова.
"Я адвокат с двадцатилетним стажем, - рассказал представляющий интересы Ройтбурда юрист Александр Щукин. - И видел много решений об увольнении, я специализируюсь на трудовых спорах. Почему мне это решение не нравится: я когда его прочитал, понял, что есть хорошая судебная перспектива для признания этого решения неправомерным и его полной отмены. Есть определенная стадийность оформления таких решений: сначала необходимо собрать информацию, потом снабдить ее необходимыми документами, потом провести консультации экспертные, сформировать правовую позицию и оформить это решение. Если эта цепочка соблюдена, мы получаем правильно оформленное, крепкое решение, которое потом легко защищается в суде. А с этим решением все совершенно наоборот. Очевидно, что под заказчика этого решения пошло четкое указание, что должно быть в резолютивной части, и скорей всего, оно звучало так: "Уволить все равно за что, желательно, чтобы за дисциплинарное правонарушение".
Что будет дальше? Скоро узнаем. Александр Ройтбурд подчеркивает: Виталий Абрамов неоднократно пытался спровоцировать его самого на драку перед сессией, и когда это не вышло, решил оболгать хотя бы Павла Голубева. И где "избитый" искусствовед прячется со своим якобы надорванным ухом, в музее не знают...
Автор - Ирэн Адлер, фото Александра Гиманова