"Тэгните архитектора": почему после реставрации Воронцовская колоннада красивая, но опасная?
Реставрация бельведера Воронцовского дворца, который в народе давно и прочно называют Воронцовской колоннадой, безусловно, войдет в топ-лист достижений нынешней городской администрации. Пока шли работы, у неравнодушных горожан возникло множество вопросов по поводу действий реставраторов - говорили и о подмене материалов, и об утрате памятником архитектуры аутентичности (многие считают, что это чуть ли не новодел). Как бы то ни было, одна из визитных карточек города приведена в порядок, сияет под уже ласковым одесским солнцем и радует глаз новыми красками. И тут подкрались новые проблемы, причем с неожиданной стороны.
Фейсбучный пост одесситки Ольги Назаровой моментально стал мемом. Девушка, побывавшая на колоннаде с детьми, написала простодушное сообщение о том, что теперь там крайне небезопасно. В частности, со стороны моря реставраторы убрали железную ограду, которая предохраняла посетителей от падения с трехметровой высоты. Опасность появилась и с противоположной стороны, где после реставрации образовался амфитеатр.
Возможно, пост Назаровой так и остался бы никем не замеченным, не предложи женщина, которая, очевидно, не сильна в истории, "тэгнуть архитектора": мол, что он натворил, зараза такая? Разумеется, Франц Боффо, творивший в XIX веке, ни в "Фейсбуке", ни в Instagram уже не ответит. А вот авторы реконструкции вполне могут, если с посетителями колоннады, не дай бог, чего случится. А это весьма реально...
Красивая светлая колоннада сегодня, действительно, является местом повышенной опасности, причем не только для беззаботных детей, которые бегают сломя голову по сооружению, но и, например, для подвыпивших мужчин и женщин. А ведь еще есть романтики, которые могут не смотреть под ноги и сделать лишний шаг. Что уж говорить о слабовидящих гражданах! Падение, скорее всего, не станет летальным для взрослого человека (хотя, как показывает практика, погибнуть можно даже упав с табуретки), но серьезная травма практически гарантирована.
Что же касается детей, то здесь все сложнее. Выехав на место, корреспондент "Думской" зафиксировал большое количество туристов, в том числе и малышей, которые фотографируются на объекте. Многие из них ведут себя весьма легкомысленно, позируя на самом краю.
"Безопасность на объекте не является приоритетной лишь до тех пор, пока не произошел несчастный случай, - прокомментировал происходящее архитектор, бывший начальник горуправления охраны памятников Владимир Мещеряков. - Потом все говорят только о безопасности, и ни о чем другом. Когда речь идет о таких объектах, как бельведер, где есть сложный рельеф местности, перепад высот, то меры безопасности должны ставиться во главу угла. В таких случаях в рамках общего проекта выполняется проект благоустройства, где указываются мельчайшие подробности, гарантирующие, что не будет несчастного случая. Документ подписывается ответственным исполнителем работ, который имеет квалификационный сертификат - это персонификация ответственности. Если что-то происходит, начинают искать крайнего. Смотрят, чья подпись? Какого архитектора? Если в проекте все было, но в результате работ не было реализовано, тогда виноват подрядчик и авторский надзор, который был проведен плохо.
Когда я слышу, что ограда на объекте пошлая и портит внешний вид, то могу сказать так - ее можно сделать не пошлой. Или использовать закаленное стекло, которое не будет портить вид объекта".
Сотрудник "УкрНИИпроектреставрации" Анатолий Изотов, который консультировал и частично руководил работами на бельведере в прошлом году, утверждает, что в проекте реставрации ограда была, но по непонятной причине ее не установили.
Мы связались с осуществляющим авторский надзор за реставрацией архитектором Владимиром Сухановым, который подтвердил, что безопасность людей является приоритетной над аутентичностью.
"Вопросы безопасности должны и будут решены, несмотря ни на что - не зря на подобных объектах устанавливаются улавливатели. Да, они портят внешний вид, но что такое внешний вид по сравнению с человеческой жизнью? Мы в ходе этой реставрации добились аутентичности объекта на 95%, это очень высокий результат. А безопасность должна быть стопроцентной", - сказал он.
Тем не менее пока что колоннада остается не самым безопасным местом.
Автор - Николай Мазур