Гуманизм умер: Грета Тунберг становится мессией новой идеологии
На данный момент практический тунбергизм не имеет большого значения. Значение же имеет то, что тунбергизм предлагает альтернативу как дискредитированному гуманизму, так и ультраправой идеологии ненависти.
Месседж и поведение Греты Тунберг, шведской девочки-подростка, которая начала климатические забастовки, пропуская школу по пятницам, таковы, что это становится основой идеологии - которую я называю "тунбергизм". Я думаю, это одно из лучших политических изменений последнего десятилетия.
Еще несколько лет назад я писал, что гуманизм умер и что я жду новую идеологию. Возможно, время этой новой идеологии наступило.
Идеология - это набор очень простых идей, которые достаточно сильны, чтобы поддерживать целую социальную систему. Она состоит из определенной неправдоподобности, которая нужна для последователей этой идеологии с целью демонстрации веры и объединения против других, конкурентных идеологий - а также из цели.
Например, в христианстве ключевой неправдой является возвращение Христа из потустороннего мира (это невозможно). Цель - спасение души, которое достигается через веру.
В гуманизме неправда заключается в том, что все люди рождаются свободными и равными (это неправда, так как фактически разные паспорта, например, дают их владельцам разные права). Цель - достижение счастья через накопление как можно большего количества капитала в различных формах (или через достижение самореализации - что, по сути, то же самое другими словами).
Базовая неправда тунбергизма
Базовая неправда тунбергизма заключается в том, что можно остановить климатическую катастрофу. Я не знаю будущего - но не знаю, что значимое действительно сделано за последние сорок лет, чтобы ограничить изменения климата. Выбросы парниковых газов и добыча ископаемых углеводородов выросли, и не видно признаков остановки этих процессов. Скорее всего, климатическая катастрофа будет только нарастать. Сохранение веры в возможность стабилизации климата - тем более нужно для сторонников тунбергизма.
Ключевая цель тунбергизма - стабилизировать климат, радикально сократив выбросы парниковых газов и уменьшив концентрацию газов, которые уже присутствуют в атмосфере.
Превращение этой цели в действия - простое. Оно предусматривает передвижение только с помощью наземного общественного транспорта, питание преимущественно растительной пищей и, более общо, получение большего количества нужной энергии из собственного тела, сохраняя и высаживая деревья (очень много деревьев).
Несовместимые идеологии
Можно соглашаться с Гретой Тунберг и одновременно оставаться верным другой идеологии. Например, существует группа "Христиане за будущее". Но бывают взаимоисключающие идеологии. Можно заявлять, что придерживаешься двух или больше одновременно - но на практике это не работает.
Например, некоторые капиталисты ходят в церковь - но когда они действуют с целью увеличения своего богатства, то должны обходить базовый христианский принцип самоограничения в этом мире в обмен на блаженство в следующем.
Тунбергизм несовместим с гуманизмом. В гуманизме капиталистическое накопление (или же самореализация и поиск максимального счастья) предусматривает использование такого количества энергии, которая будет необходима для достижения этой цели. Если ты мечтаешь ездить на быстрой машине, гуманизм говорит "купи ее". Тунбергизм говорит - "не повезло тебе".
Гуманизм считает работу и производство хорошими, потому что с их помощью создается богатство. По тунбергизму, лучше поменьше работать и побольше лениться, ибо только это позволяет не выпускать парниковые газы.
Тунбергизм не очень совместим и с христианством, ведь все оттенки этой религии советуют своим сторонникам плодиться и размножаться.
Очень мало людей понимают связь между использованием энергии и климатической катастрофой. Но не обязательно понимать, что сжигание топлива в двигателе приводит к увеличению парникового эффекта и роста температур, чтобы перейти с машины на велосипед.
Также очень мало католиков понимают понятие превращения хлеба в тело, вина в кровь и одновременно "диофизитизм" (этот теологический конструкт объясняет, почему ты ешь во время мессы тело Христово, но не Его гениталии) - но все же они глотают сакраментальный хлеб, когда им говорят.
Нет связи между успехом идеологии и пониманием его сторонниками интеллектуальных основ этой идеологии.
Откуда столько ненависти
Представление о тунбергизме как идеологии дает очень много. Например, это объясняет ненависть к Грете Тунберг.
Во многих странах политики и интеллектуалы применяли к ней очень сильные эпитеты - называя ее то недееспособной, то опасной (в противоположность этому, обычно оправдывая других, таких же белых и молодых активистов, говоря, что они еще не понимают, насколько ошибаются).
Такая сильная реакция объясняется тем, что эти политики и интеллектуалы, пусть не совсем сознательно, понимают, что в потенциальном тунбергистическом обществе они не окажут никакого влияния.
Это чем-то напоминает ненависть папы и других католиков высокого ранга к лютеранству (вплоть до Иоанна Павла Второго). Их ненависть не просто основана на интеллектуальных аргументах. Они знали, что их социальное положение в протестантском обществе потерпит крах.
Это также объясняет, почему Тунберг объединяет сильнее, чем экологические движения 1980-х или же "анти", альтернативные глобалисты начала 2000-х. В отличие от нее, эти движения выражали свои цели и идеи в рамках действующих идеологических рамок, таких как гуманизм или коммунизм, - или же пытались строить большие планы с нуля.
Грета Тунберг никогда этого не делала. Она просто внушает очень простой месседж: "слушайте ученых".
Тунбергизм на практике
Тунбергизм на практике может оказаться адом. Тунбергизм может закончиться, как восстание анабаптистов в Мюнстере в 1534 году, как бразильская война Канудус 1896 года. В обоих случаях были созданы микрообщества, которыми руководили идеологи, в пределах отдельного города, где после начальной волны энтузиазма возникали диктатуры, а дальше начинался голод. Оба таких микрообщества быстро были разрушены.
Или тунбергизм может пойти по пути большевизма, когда небольшая вооруженная фракция получает власть в стране. Однажды мы можем увидеть "военный тунбергизм", как уже существовал "военный коммунизм".
Но тунбергизм на практике может оказаться блестящим. Он может достичь власти через урны для голосований и ввести сочетание налогов на богатство и налогов на выбросы с целью финансирования общего базового дохода и публичных мер, которые ограничат климатическую катастрофу.
На данный момент практический тунбергизм не имеет большого значения. Значение же имеет то, что тунбергизм предлагает альтернативу как дискредитированному гуманизму, так и ультраправой идеологии ненависти.
Уже само существование и обретение сторонников тунбергизмом может вызвать давление на власть имущих. Ультраправая политика, которая существует в Европе (подумайте о депортации просителей убежища в Афганистан, возрождении цензуры и не только), обычно вводится не самыми ультраправыми. Идеологически неустойчивые политики просто берут идеи, которые стали популярными, и используют их.
Если брать позитивную сторону - то большинство из того, что мы так ценим в Европе, включая оплачиваемые отпуска, восьмичасовой рабочий день, пятидневную рабочую неделю и страхование на случай безработицы - также были результатом внешнего идеологического давления. Их ввели из страха перед социализмом и коммунизмом люди, которые терпеть не могли эти две идеологии. А поскольку социализм и коммунизм потеряли значительную долю своего блеска с 1980-х - то и значительная доля этих замечательных вещей была съедена под влиянием неолиберализма - еще одной идеологии.
Тунбергизм в двадцать первом веке имеет потенциал стать столь же мощным, насколько мощны были социализм и коммунизм в двадцатом веке.
Главная сила Греты Тунберг, кроме ее отказа от компромиссов (какие еще экологи плавали в США, чтобы не лететь на конференцию?) - ее личная скромность. Она же не говорит "слушайте меня". Она говорит "слушайте ученых". Она не хочет, чтобы объединялись вокруг нее - она говорит объединяться вокруг науки. И это позволяет много различных толкований тунбергизма. Возможно, мое неправильное. Но если существует тунбергизм, то я - тунбергист.
Николас Кайзер Бриль