Такого о мелитопольской диораме вы точно не знали
Интересные факты о диораме мелитопольского музея
Те, кто хоть раз побывал в Мелитопольском городском краеведческом музее, конечно, запомнили диораму "Прорыв немецкой оборонительной линии "Вотан" в октябре 1943 года". Это уникальное произведение батальной живописи.
Подобно другим диорамам, она состоит из двух элементов - живописного полотна и предметного плана. Полотно расположено полукругом. Между ним и смотровой площадкой установлен предметный план, который составляет с полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.
Рождение идеи
Инициатором создания диорамы был Павел Михайлович Никифоров (1922-1970). Родом из Горького (ныне Нижний Новгород), где он окончил художественное училище. В 1968 г., будучи учителем рисования в Терпеньевской СШ, он создал на стене большой школьной комнаты изображение сражения - прорыва советскими войсками оборонительной линии на Молочной. Вдохновителем был военный краевед Николай Владимирович Мохов, который изучил документы 4-го Украинского фронта, воспоминания очевидцев и консультировал художника.
Из воспоминаний учеников: "После уроков мы опрометью бежали к мастеру работать, позировать, надевая шинели и каски. Его полуулыбка и строгость влияли на нас, воспитывали". "Сопоставляя многочисленные эскизы на один и тот же сюжет, понимаешь, как была важна для художника человеческая фигура...". "45 лет прошло, как окончил школу, а до сих пор звучит голос не терпящего "лодырей и бездельников" Павла Михайловича Никифорова. Он был роста невысокого, телосложения среднего, а энергия в нем бурлила огромная. Работающего ученика никогда не критиковал, если была нужда, то поправлял очень мягко и бережно".
Рука об руку
Восстановить, хотя бы в общем виде, ход работы над диорамой сегодня очень сложно. По-видимому, эта работа стала частью создания в музее новой экспозиции к 25-летию Победы.
По воспоминаниям Н. В. Мохова и документам, с начала 1970 г. в Запорожских художественных мастерских над планом экспозиции и диорамой уже шла работа. Так, 27 января 1970 г. директор музея А. Г. Збрицкий командировал на один день в Запорожье старшего научного сотрудника Т. С. Молчанову и научного сотрудника Л. И. Клименко для консультаций по тематико-экспозиционному плану, а Э. С. Колесника "на осмотр диорамы". В июле следующего года Э. С. Колесник отправляется на два дня в Запорожье с той же целью.
Над масштабным полотном работали запорожские художники Павел Федорович Редин (1917-1992) и Юрий Александрович Смирнов (1925-1998). Оба - воспитанники Харьковского художественного училища. Они взяли наброски, сделанные Павлом Михайловичем, но сам он от работы был фактически отстранен. В 1971 г. директор музея Б. Д. Михайлов для работы над диорамой пригласил харьковского художника-баталиста В. В. Парчевского.
Всеволода Владимировича Парчевского к тому времени знали как признанного мастера диорам, посвященных Великой Отечественной войне. Его самые известные работы - диорамы "Бой под Соколово" (1967) и "Корсунь-Шевченковская битва" (1969). Член харьковской организации Союза художников Украины, В. В. Парчевский был живописцем и графиком, очень любил работать в технике автолитографии (рельефное изображение на камне, которое наносит сам автор. - Прим. ред.). О войне он знал не по рассказам и книгам. В качестве санинструктора госпиталя он участвовал в боях под Смоленском, в Сталинградской битве, освобождении Будапешта и Вены, был контужен и шесть раз ранен. Он награжден двумя медалями "За боевые заслуги (1944, 1945), медалью "За оборону Сталинграда". После войны бывший старшина медслужбы окончил Харьковский художественный институт (1950). Войне посвящены его многие полотна и литографии.
К моменту, когда Всеволод Владимирович подключился к работе над проектом, композиционный замысел был, видимо, в основном разработан. В. Парчевский выезжал на места боев, знакомился с местностью, осматривал уцелевшие окопы и траншеи. Поисковая группа мелитопольских саперов (В. А. Нечипорук и Е.С. Горлачев) передала фрагменты боеприпасов и снаряжения для предметного плана: мины, пулеметные ленты, пробитые пулями каски, котелки, фляги. Много ценных подробностей рассказали создателям диорамы мелитопольцы - непосредственные участники штурма, воины 118-й стрелковой дивизии А. Г. Кичик, В. П. Симонов и М. С. Демидова.
В. Парчевский, П. Редин и Ю. Смирнов продолжили упорный кропотливый труд над диорамой в мастерских худфонда Запорожья. Здесь, в просторных помещениях, можно было развернуть холст во всю длину. Эскизы художники писали углем на отдельных холстах, после чего их клеили, зачищали стыки и грунтовали.
В 1972 г. работа была завершена, настал момент монтажа и торжественного открытия диорамы. Это был знаменательный день не только для краеведческого музея, но и города, и района. Событие осветила местная пресса, на открытие прибыли участники Мелитопольской наступательной операции, видные военачальники.
Еще один шаг к Победе
На живописном полотне диорамы длиной 12,6 м и высотой 4 метра воспроизведены достоверные события. 30 сентября 1943 г. войска 28-й армии форсировали Молочную в районе Садового, южнее Мелитополя, и прорвали оборонительный рубеж вражеских укреплений на высоком берегу реки.
Диорама отображает момент наивысшего напряжения боя 463-го стрелкового полка. Мы видим рукопашную схватку, где старший лейтенант А. Т. Широбоков поднимает саперную лопатку и бросается на врага. Комсорг батальона Мария Батракова поднимает бойцов в атаку. Медсестра Екатерина Кузнецова перебинтовывает рану комбату Г. Я. Гусеву. На диораме запечатлен подвиг четырех братьев пулеметчиков Палий - Григория, Федора, Василия и Петра.
Вся верхняя часть диорамы - ширь небес, смешанных с клубами дыма, написана в сине-голубых, серых тонах. Эта воздушность по контрасту подчеркивает тяжесть нижнего переднего плана: развороченная масса земли, вспышки выстрелов, взрывы снарядов.
В 1970-х годах музей приобрел в Москве фонограмму "Звуков войны" и с тех пор экскурсионный осмотр диорамы сопровождается впечатляющими звуками стрельбы, взрывов и т. п. Рассказ завершается звучанием сводки "Советского информбюро" об освобождении Мелитополя. Ее тогда же начитал известный в городе имитатор голосов, корреспондент городского радио М. И. Медведовский.
В 1990-х годах в музее шел ремонт, диораму демонтировали, полотно было свернуто в рулон. После этого его понадобилось реставрировать. Этим занимался главный художник музея Василий Петрович Киселев (1927-2008), прекрасный живописец-пейзажист.
За последние сорок с лишним лет диораму посмотрели тысячи людей. Она стала достопримечательностью города и своеобразным рукотворным памятником воинам-освободителям.
С. П. МИРОШНИЧЕНКО
Статья была опубликована в № 5 Мелитопольского краеведческого журнала.