Группа «Иван Купала»: национальное достояние, которое у нас отняли
Группа имела потенциал не только возродить отмирающую любовь современного слушателя к народным песнопениям, но и заложить фундамент для последующего становления новой, современной, но с уважением к предкам музыкальной культуре.
Основатели Алексей Иванов, Алексей Румянцев и Денис Федоров, 1998 год
"Иван Купала" стала флагманом русской этнической музыки и использовала аутентичный фольклор, в основном записанный в ходе этнографических экспедиций советскими фольклористами в 1970-1980 годы. Популяризация народного российского достояния. Журналисты писали, что "Иван Купала" внесли большой вклад в возрождение интереса к русскому аутентичному фольклору. Песни "Кострома", "Пчелы", "Молодость" и "Росы" заслушивали, а сама группа, чуть ли не единственная сумела осовременить аутентичные песни не потеряв при этом весь смак фольклорной музыки. Но национальное достояние отняли новые музыкальные тренды.
Выступление группы "Иван Купала"
Этническая и фольклорная музыка не так популярна, как поп-стандарт. Даже в современной обертке народные песни теряют актуальность в сердцах российских слушателей. Для широкой аудитории скорее преобладает ПОП, РОК и РЭП. Эти жанры приятны чуть ли не каждому второму слушателю. При этом в России прижилось брать вдохновение и пример с зарубежья. Даже сами "Иван Купала" брали элемент музыки с ударной партией и басом у британской группы Gorillaz (песня Clint Eastwood) и использовали в песне "Ящер". Но как говорится, главное - не музыка, а наполнение. Gorillaz создали хит, в то время как "Иван Купала", даже под влиянием иностранной культуры - остались самобытными. В "Ящере" в очередной раз использовали старые записи голосов тех самых бабушек, деревенских, народных, с исконно русской душой.
Британская виртуальная группа "Gorillaz"
Однако есть мнение, что зарубежная музыкальная культура уже изжила себя и теперь авторы иностранных песен берут пример со славянского фольклора. Певица MARUV (Анна Корсун), победительница украинского национального отбора на конкурс песни "Евровидение 2019" наиболее чутко чувствует желание зарубежных авторов черпать вдохновение у славян.
"Европейцы, кажется, недооценивают страны СНГ, хотя теперь крадут много наших идей. Потому что американский и европейский рынок уже исчерпали себя, и пытаются брать идеи из культурного наследия, из "фолька" остальных стран. А у славян богатая и интересная культура. У нас кладезь, огромные залежи ценностей, которые можно доставать, использовать и это будет новая, крутая музыка" - объясняет MARUV.
MARUV (Анна Корсун) - певица, композитор, поэтесса и продюсер
Сам же современный российский слушатель стесняется старорусской народной культуры. Так не везде и не у всех, но преобладает в большинстве. Люди чаще боятся слушать фольклорные группы прилюдно, но не стесняются "врубать на полную" песни (в том числе матерные) о разгульном образе жизни и похоти. Выражаем надежды, что ощущение исчезающей под натиском технического прогресса красоты снова проникнет в сердце российского меломана и заставит обратить внимание на то, что он рискует потерять.
Россияне олицетворяют единство народа
А пока что на российских сценах трудятся фолк-группы и исполнители, например "Мельница", "Оттава Е", "Варево", Пелагея и другие. Группа "Иван Купала" активно проявляла себя вплоть до 2017 года, имеет 3 номерных альбома, альбом ремиксов, и сборник лучших песен.
Группа "Оттава Е", Пелагея Телегина и Хелависа (Наталья О'Шей)