В Испании сравнили Колдера и Пикассо (фото)
Музей Пикассо в Малаге проводит параллели в творчестве двух мастеров, похожих и непохожих одновременно: Александра Колдера и Пабло Пикассо.
Оба классика искусства ХХ века принадлежали к одному поколению - родились в конце XIX века. И у того и у другого отцы были художниками. Оба уехали за славой в Париж, где Пабло Пикассо придумал кубизм, а Александр Колдер - свои мобили и стабили.
Жизнь сводила их редко. Впервые это произошло в 1931 году на выставке Колдера в парижской галерее Percier, где он представил свои первые абстрактные работы и куда Пикассо зашел перед вернисажем, чтобы познакомиться с молодым американским скульптором.
Вновь они пересеклись в июле 1937-го в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где напротив "Герники" Пикассо был установлен фонтан "Меркурий" Колдера, единственного иностранца, приглашенного туда его другом, архитектором павильона Жозепом Льюисом Сертом.
Признание уже в США они получили тоже почти одновременно, с разницей в три года: ретроспектива Пикассо в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке состоялась в 1940 году, Колдера - в 1943-м, отмечает theartnewspaper.
А было что-то, что сближало их как художников? Есть ли в их творчестве какие-то пересечения? Кураторы выставки, внимательно присмотревшись, отвечают на этот вопрос утвердительно. Начиная с конца 1920-х и тот и другой все больше истончали и упрощали фигуры или абстрактные формы в своих работах, пользуясь одним и тем же приемом: вымещаяя скульптурную массу пространством вокруг нее или пустотой фона вокруг изображенния в картине. Порой можно даже перепутать авторов. Вот скульптура из проволоки Пикассо "Фигура. Проект памятника Аполлинеру" (1928), почти колдеровская. А вот конный памятник (Sabot, 1963) Колдера, напоминающий фирменный абрис фигур Пикассо. Всего на выставке более 100 работ: из музея Пикассо в Малаге, Фонда Колдера и Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и Национального музея Пикассо в Париже. Среди них и макет того самого фонтана "Меркурий" Колдера на Парижской выставке 1937 года.
Александр Колдер. "Произвольные формы". 1946. Фото: Calder Foundation, New York Сourtesy of Calder Foundation, New York/Art Resource, New York. Photo: Kerry Ryan McFate
Пабло Пикассо. "Женщина в кресле". Фото: © RMN-Grand Palais (Muse&769;e national Picasso- Paris)/Ge&769;rard Blot © Sucesio&769;n Pablo Picasso, VEGAP, Madrid, 2019